Третьяковская галерея готовит выставку работ Павла Кузнецова

25 августа 2015 10:39
В своих картинах он пытался отразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души. Его ранние полотна напоминают сны, грёзы, перекликаются с образами поэтического символизма. Экспозицию, которая откроется в Третьяковке в начале сентября, назвали "Сны наяву".

В Третьяковской галерее идут последние приготовления к выставке работ Павла Кузнецова. Ещё будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Кузнецов организовал знаменитое содружество "Голубая роза". В своих картинах он пытался отразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души. Его ранние полотна напоминают сны, грёзы, перекликаются с образами поэтического символизма. Экспозицию, которая откроется в Третьяковке в начале сентября, назвали "Сны наяву".

Последние экспонаты еще в реставрации. Ирина Бирюкова рассказывает, что проблемы с картиной "Озеро Севан" из армянского цикла характерны для живописи Павла Кузнецова. Многие работы сделаны в смешанной технике: художник одновременно использовал масло, гуашь, темперу, клеевые красители.

"Он очень любил добиваться своего несказанного эффекта – бархатистости и глубины цвета, - рассказывает художник-реставратор Государственной Третьяковского галереи, заведующая сектором реставрации масляной живописи ХХ века Ирина Бирюкова. -  Мел, баритовые пигменты, и использовать гуашевые краски, смело сочетая их с маслом. Через некоторое количество лет это все расслаивается и гибнет. И поэтому укреплять и приводить в чувства нам приходится не по классическим методикам, а смешивая хорошо апробированное с новым".

В запасниках Третьяковки на Крымском Валу – часть армянского цикла. Весной 1930 года Павел Кузнецов с женой Еленой Бебутовой путешествует по Армении, наблюдает за строительством Еревана. Его работы, возникшие после этой поездки, – будто иллюстрации к поэтическому циклу Осипа Мандельштама. Он был в тех же местах, в том же году.

"В картинах Кузнецова мы видим, как запряжка быков везет апельсинный напиток, чтобы строить дома из цукатов.  Это из мандельштамовского "Путешествия в Армению". Или город, весь развороченный боговдохновенными водопроводчиками, – про Ереван. И разноцветный армянский туф, и Арарат на заднем плане. Как писал Мандельштам, здесь рождается шестое араратское чувство – чувство притяжения горой", - говорит куратор выставки Татьяна Левина.

115 живописных и 100 графических работ. Организаторы говорят, что очень сложно делать выбор. Павел Кузнецов был невероятно плодотворен. Только в Саратове – более 400 картин, и множество – в Третьяковке и Русском музее.

"В историю мирового искусства Павел Кузнецов вошел своим степным циклом, - продолжает рассказ Татьяна Левина. - Он реализовал свою детскую мечту и шагнул в то степное пространство, которое расстилалось за Волгой".

Поездки по заволжским степям и по Средней Азии вдохновляют художника. На выставке представлены главные графические работы 20-х годов. Это среднеазиатские мотивы. Литографские альбомы о Туркестане и Бухаре будут представлены в разных стадиях подготовки.

"Серия "Горная Бухара" цветная. Это серия цветных литографий будет показана в стадии подготовительной печати. И вторая серия "Туркестана", тоже черно-белая, будет представлена почти целиком", - рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Галина Цедрик. 

От ранних работ - серий с фонтанами и рождениями - через знаменитые степные лазури до монументальных полотен с воспеванием коллективного труда - все творчество Павла Кузнецова всегда отличалась удивительной гармонией, которая бывает только во снах. 

Новости культуры