Валерий Белякович принимает поздравления с 65-летием
О его энергии ходят легенды. Чтобы попасть в его труппу, нужно быть с ним одной крови и жить в одном ритме. Двести спектаклей основатель Театра на Юго-Западе Валерий Белякович не считает пределом. Ставит за рекордные сроки, экспериментирует, бросая вызов себе и артистам, которые Театр на Юго-Западе называют своим домом. Сегодня Валерий Белякович принимает поздравления с 65-летием.
Свой путь к Станиславскому Валерий Белякович начал в обычной пристройке на Юго-Западе. Там был клуб, собакам прививики делали. Теперь это для него дом родной.
"Это самые драгоценные ключи в моей жизни. Сейчас это уже муниципальный театр, серьезный, а раньше, как моя мать говорила: "Шараж-монтаж. Пойду в исполком, скажу, чтобы вас закрыли".
Закрыли в 1982 году на три месяца за "Носорогов" Эжена Ионеско. Юго-Запад первым поставил не популярного тогда в Советском Союзе драматурга.
"Гениальный человек Виктор Авилов шел и орал: "Я – человек, я не капитулирую". Это был такой посыл в зрительный зал", - вспоминает мастер.
Белякович - мастер делать из ничего магию. Он знает, как обмануть зрителя. В черном зеркальном пространстве сцены творит чудеса. С Шекспиром, Булгаковым, Мольером, Брехтом, Мрожеком режиссер общается на "ты".
"Когда начинает работать свет, то эти зеркала множат реальность. Фантасмагорическая начинается такая вещь", - объясняет Белякович.
Он умеет заражать и вдохновлять. На Юго-Западе артисты работают без выходных: сорок спектаклей в афише. И они не ропщут.
"За две недели сделать спектакли", - говорит художественный руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин.
Когда-то и сам Белякович работал дворником. Это не мешало ему ставить спектакли, о которых говорила не только Москва. Его "Гамлет" в 1987 году взорвал Эдинбургский фестиваль. Сам хотел сыграть главную роль...
"Лысого Гамлета быть не может. Это чересчур. А Волонд вне времени и пространства. Может быть какой угодно. Клавдий тоже", - говорит Белякович.
Он сдает спектакли под ключ. Оформляет, одевает. Коллекция старой обуви для Беляковича бесценна. "Здесь каждый ботинок можно нарисовать, и каждый ботинок имеет право на долгую музейную жизнь. Я люблю вас ботинки!" - признается мастер.
Для него не существует предела. Двести спектаклей - не только Юго-Запад. Во МХАТе Горького 18 лет идет "На дне", "Мастер и Маргарита", "Борис Годунов" в "Новой опере", в МТЮЗе "Где ты, Фери". Его постановки в Америке и Японии. Но каждый раз, Валерий Белякович возвращается в черный зал Юго-Запада.
"Я мечтаю об афише, в которой было бы пятьдесят наименований. Сейчас у нас сорок пока. Немного осталось", - признается Валерий Белякович.
Своих актеров Белякович называет "золотая рота". С ними сделал арт-кафе, где его маски из папье-маше. В кафе читают стихи, а на аккордеоне играет он сам. Он пережил месячную кому, пытался поменять театр – не вышло. Юго-Запад не отпускает его. Сейчас в театре не безопасно: "Дракула", его последнее детище, жаждет встречи со зрителем.