В московских усадьбах все лето звучала барочная музыка
Всё лето в подмосковных усадьбах звучит барочная музыка. Органные вечера в усадьбах "Кусково" и "Архангельское" не только открывают многим неизвестные страницы музыкальной истории Европы, но и дают мощный антистрессовый заряд. Терапевтический эффект барочного звучания доказан специалистами. Особенно если исполнитель исповедует аутентизм.
Усадьбу "Кусково" - один из богатейших вельмож России граф Петр Шереметев построил как летнюю загородную увеселительную резиденцию - парк аттракционов своего времени. В каждом павильоне были особые развлечения. Танцевальный зал дворца - главная площадка для увеселений, на которой проводились приемы, балы и концерты. Тут все сохранилось. Архитектура XVIII века, подлинные интерьеры эпохи. Летние концерты в этих стенах - возможность потерять ощущение современности.
Дворец деревянный. В нем до сих пор нет отопления и электричества. Все для того, чтобы сохранить аутентичную обстановку.
"Дворец служил местом для пышных многолюдных приемов, великосветских приемов, которые посещала даже Екатерина Вторая, - рассказывает старший научный сотрудник музея-усадьбы "Кусково" Светлана Ерастова. - Здесь все располагало для развлечения гостей: знаменитый кусковский театр крепостных актеров, балы, угощения, а иногда граф распахивал двери своей загородной резиденции для всех желающих. Желающих оказывалась почти вся Москва".
Все лето в усадьбе "Кусково" проходят органные концерты. Правда, во времена Шереметева король инструментов тут никогда не звучал. С появлением электроники органных вечеров стало больше. Сложная музыка становится ближе.
В эпоху барокко "массовый слушатель" встречался с музыкой не в салонах, а в соборах. Музыка, как разговор с Богом. Но не только - храмы стали использовать как концертные залы.
"Эту традицию начал Дитрих Букстехуде. Поскольку он еще был и бухгалтером церкви, он приглашал людей на концерты. Собственно он каждый четверг проводил так называемый musik abend – музыкальные вечера, где в соборе на органе он давал концерты", - рассказывает дирижер Олег Романенко.
Летние органные вечера в Евангелическо-лютеранском соборе Петра и Павла - соединение сакрального и светского измерений в музыке. Конечно, часто исполняют сочинения Баха, в том числе, написанные не для церкви. У гения всех времен было и чувство юмора.
"У Баха как-то так спросили, а сложно ли играть на органе. Это все-таки такой инструмент огромный, инструмент сложный. Он сказал, что очень просто, потому что, чтобы играть хорошо на органе, нужно просто вовремя нажимать соответствующие клавиши, и тогда орган играет сам", - говорит органист, доцент Московской консерватории Алексей Шевченко.
В усадьбе "Архангельское" весь сезон звучит музыка в аутентичном исполнении - старинные сочинения на старинных инструментах.
"Если у современного рояля молоточек по струне бьет, то у клависина перышко щиплет, как плектр у гитары. И поэтому звук у него очень отрывистый, но при этом очень изысканный, утонченный, грациозный, что соотвествует музыке того времени", - комментирует клавесинистка ансамбля La Villa Barocca Анна Кучина.
Для музыки барокко очень важна теория аффектов - определенные звуковые формулы вызывают конкретные эмоции. Погружение в старину - не просто особые эстетические впечатления. Музыка прошлого звучит на полтона или даже на тон ниже современной. И не важно, разбираются ли слушатели в музыкальной теории. Ведь звуки буквально, физически воздействуют на человека: сердцебиение замедляется, после концерта слушатели уходят более умиротворенными.