Подведены итоги Года российского кино
Сегодня во всём мире отмечается Международный день кино. А в нашей стране завершается Год российского кино. Время подводить его итоги. На лицо - разнообразие жанров, и всё же многие режиссёры по-прежнему делают ставку на «зрелищность» своих картин, спецэффекты, в расчёте на массового зрителя. В этом году много говорили о финансировании отрасли. Пожалуй, это стало самой обсуждаемой темой, волнующих творцов. Тем более, вся государственная поддержка кинопроизводства осуществлялась на безвозвратной основе. О некоторых тенденциях года – репортаж Валерии Кудрявцевой.
Вполне успешным для отечественной киноиндустрии стал завершающийся Год российского кино. Отечественные картины за без малого 12 месяцев заработали в прокате рекордную сумму – больше восьми миллиардов рублей. Самый высокий результат в новейшей истории. Главным сборщиком-рекордсменом стал фильм Николая Лебедева «Экипаж» – 1,5 миллиарда рублей в прокате – вошел в топ-25 самых кассовых отечественных картин последних лет. Выступил на уровне таких голливудских хитов, как «Отряд самоубийц» и «Доктор Стрэндж». Впрочем, как говорят аналитики, это повод для сдержанного оптимизма: «Экипаж» такой успешный – один, остальные – сильно отстают. Рубеж сборов в 100 миллионов рублей перешагнули всего несколько картин – среди них «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, который, кстати, отметился на кинофестивале в Торонто.
А вот фильм «Зоология» Ивана Твердовского, также представленный в Торонто, получивший специальный приз жюри в Карловых Варах и главный приз на фестивале фантастических фильмов в Остине, в российском прокате прошел очень тихо. И в этом одна из проблем современного киномомента.
«Зритель их вообще не заметил. И в год кино я бы, может быть, думала не только о том, как повысить бюджеты, как дать возможность не возвращать деньги государству и продюсерам, это все возможно и неплохо. Но я бы подумала о продвижении картин, что делается, но недостаточно», - считает кинокритик Лариса Малюкова.
Из российских фильмов, удачно отметившихся на крупнейших мировых фестивалях – «Ученик» Кирилла Серебренникова: в Каннах получил Приз независимой французской прессы. «Рай» Андрея Кончаловского завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а теперь еще и в шорт-листе «Оскара» как лучший зарубежный фильм. Интрига, конечно, разрешится уже в следующем году, но и сама номинация приятна.
Среди национальных фестивалей – крупнейший – «Кинотавр» – в этом году намекнул на разворот отечественного кинематографа в сторону зрительского кино.
«Авторское кино потихонечку сдвигается на обочину, - говорит Лариса Малюкова. – Мы видели на "Кинотавре" не такую сильную и не такую интересную как всегда, не такую разнообразную программу. Было очень жалко. И победила небольшая неплохая картина "Хороший мальчик", мейнстримовская. Раньше на "Кинотавре" все-таки завоевали главные ступеньки какие-то высказывания – о современности, о проблемах человека. Более сложные».
Один из важных итогов нынешнего года – российские фильмы понемногу закрепляются на международном рынке.
Самый успешный сегмент кинематографа и самый востребованный за рубежом – анимация. Не удивительно – традиции старые и крепкие. Легендарный «Союзмультфильм» в этом году отметил 80-й день рождения. И обрел новый адрес на улице Королева на площади почти в шесть тысяч квадратных метров. Предполагается современное оснащение. У студии – большой потенциал развития.
Особый интерес к российскому кино в этом году у Китая. В 2016-м в прокат в Поднебесной вышло несколько наших картин, в том числе «Экипаж» Николая Лебедева и заработал четыре миллиона долларов. Перспективы сотрудничества налицо. Впрочем, перспективы в целом гораздо разнообразнее.
«В первую очередь прореагировала на год кино провинция. У нас сейчас идет большой взлет кинопроизводства в разных регионах страны, особенно там, где есть деньги. Якутское кино неожиданный взлет совершило до небес международного уровня. Есть бурятское кино – фильмы снимаются в Бурятии. Есть кино в Уфе и так далее. И это очень важный симптом – децентрализация кинопроцесса», - убежден киновед Кирилл Разлогов.
Один из результатов Года российского кино – продолжение программы кинофикации в малых городах. Сейчас открыли больше сотни кинотеатров, всего в планах – 300. Проект выявил еще одну тенденцию - в 2016 году отечественные ленты в кинотеатрах страны посмотрело больше зрителей, чем в прошлом году. С учетом еще предстоящих до конца года релизов, их число, наверняка, перешагнет отметку в 34 миллиона. Ведь традиционно главные игроки выходят в прокат под занавес года. Их называют «новогодним пирогом» и ждут особенно. И понятно, что показатели сборов еще подрастут.
Читайте также:
Сегодня отмечается Международный день кино
Год российского кино - 2016. Все материалы темы