Обзор музыкальных событий 2016 года
Начало нового года для театров – это продолжение творческого сезона. Музыкальные театры – не исключение. Подводить итоги рано, но тем не менее есть повод вспомнить самые яркие премьеры и громкие имена. Музыкальная жизнь в 2016-м была насыщена и богата на открытия. Рассказывает Елена Ворошилова.
Главный театр страны в этом году доверил большинство премьер драматическим режиссерам. Осудив "Фауста" Берлиоза и погоревав над судьбой "Катерины Измайловой", Большой затаил дыхание в ожидании "Манон Леско" Пуччини. Главная партия была отдана Анне Нетребко, которая дебютировала на главной сцене страны.
Впервые свои условия диктовал не театр, а примадонна. Она выбрала название, дирижера и партнера. На сцену певица вышла с тенором Юсифом Эйвазовым. Постановку режиссера Адольфа Шапиро оценили зрители и критики. Впрочем, как и "Билли Бадда" Бриттена – копродукцию с Английским национальным театром. Мрачная музыкальная драма, знаковая для ХХ века, срежиссированная Дэвидом Олденом, оказалась в нужном месте в нужное время.
"Это очень сильная и очень впечатляющая постановка. Она хватает слушателя, зрителя своей темой и тем, как это было воплощено", - комментирует музыкальный критик Марина Гайкович.
Мариинку давно называют фабрикой оперных грез, с которой никто не может соперничать. Худрук театра Валерий Гергиев несется по миру со скоростью света. Во время Пасхального фестиваля Симфонический оркестр, отыграв концерт в Екатеринбурге, отменил все выступления и полетел в освобожденную Пальмиру. Там, в античном амфитиатре, был дан грандиозный концерт.
В бальном платье на премьеры в Пермь. Это уже никого не удивляет. Здесь можно встретить всех, кто задает тренды. Например, приму Ковент-Гарден Наталью Осипову. Экс-звезда Большого отложила все свои дела, чтобы танцевать "Ромео и Джульетту".
После премьеры "Травиаты" на Дягилевском фестивале весь бомонд только и говорит о спектакле Теодора Курентзиса и Роберта Уилсона, номинированном на "Золотую маску". Пермский театр давно уже не на вторых ролях, и работа с Уилсоном только добавила авторитета.
"Там родилась новая звезда - певица Надежда Павлова, которую раньше практически не знали. Это было, конечно, такое культовое, гламурное событие", - говорит музыкальный критик Екатерина Бирюкова.
За несколько дней до Нового года Курентзис встал за дирижерский пульт в Большом зале Московской консерватории, чтобы поставить финальную точку Года Прокофьева, продирижировав балет "Золушка" в прямом эфире телеканала "Культура".
Театр Станиславского и Немировича-Данченко открыл двери "Пиковой даме". Опера Чайковского обрела новую жизнь с легкой руки Александра Тителя. Тайну трех карт герой разгадывает накануне Перовой мировой войны.
На этой же сцене швейцарец Кристиан Шпук пытался разгадать тайну русской души, взявшись за постановку балета "Анна Каренина". Хореограф следовал сюжету романа Толстого: герои одеты по моде XIX века, но танцуют в стилистике века XXI.
Театр Бориса Эйфмана всегда опережал свое время. В этом году хореограф представил балет "Чайковский PRO et CONTRA", реанимируя постановку 23-летней давности, внося в нее новые смыслы и новый танец.
"Я всегда стремился к тому, чтобы при очень активной, насыщенной хореографии, чтобы она выражала то, что волнует нас сегодня - волнует моих современников, волнует меня", - рассказывает хореограф Борис Эйфман.
Одиннадцать балетов Юрия Григоровича - в афише Большого театра. Первый хореограф страны, ставший признанным классиком, продолжает удивлять мир, перенося свои шедевры на лучшие балетные сцены. Свое 90-летие Григорович отметил фестивалем в Большом.
"К юбилею на сцене Большого остались одиннадцать спектаклей. Я доволен!" - подчеркивает хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович.
Проект "Большая опера" на телеканале "Культура" держал зрителей в напряжении три месяца. Двенадцать участников. Три финалиста. Сюрпризы и неожиданности в каждом туре. Финал на сцене Большого театра. Похоже, мода на оперу набирает обороты, а оперные звезды с лёгкостью покоряют самую разную аудиторию.