Памятник конструктивизма Дом Наркомфина может быть отреставрирован
Судьба знаменитого столичного памятника конструктивизма – Дома Наркомфина – вновь в центре внимания. У сооружения, входящего в список «Ста главных зданий мира, которым грозит уничтожение», появился инвестор. Он обещает вернуть памятник архитектуры городу в первозданном виде. Казалось бы, повод для радости есть. Но градозащитники с выводами не спешат.
Одна из визитных карточек столицы, Дом Наркомфина теперь практически полностью находится в частной собственности. Инвестор намерен отреставрировать здание. Концепция – ее обещают представить в скором времени – предполагает сохранение изначальной функции дома – жилой.
За 86 лет дом Наркомфина ни разу не реставрировался. Зданию планируют вернуть первоначальный исторический облик. Поэтому достроенные в середине прошлого века пятый этаж коммунального корпуса и часть цокольного этажа жилого демонтируют.
Жилой дом переходного типа, как именовал его автор проекта Моисей Гинзбург, был возведен для работников Народного комиссариата финансов СССР. В основе замысла – идея создания комфортной жилой среды с переходом от буржуазного устройства к социалистической коммуне. Два корпуса: коммунальный, с кухней-столовой, библиотекой, прачечной, и новаторский жилой. Квартиры – так называемые «жилые ячейки» – архитектору удалось скомпановать необычно – на двух уровнях, что это заинтересовало самого Ле Корбюзье.
«Главное – не квадратные метры, а кубатура, то есть проживание его размещалось в вертикальном смысле. Здесь должны были жить люди из Наркомата финансов, то есть те, кто призван считать все – и экономию, и ресурсы, и свое проживание – и таким образом концептуально архитектор дал им возможность пожить совсем в другом пространстве, по-другому осмыслить жизнь», - рассказал москвовед Филипп Смирнов.
После проведенных в начале года исследований специалисты заверили: все несущие конструкции обладают необходимой прочностью. Аварийные зоны – не только изношенные коммуникации, вмонтированные в стены. Одна из главных проблем – фасад здания, где расположены цветники, запроектированные изначально. Они и стали причиной разрушения шлакоблоков – экспериментального строительного материала.
«Для того, чтобы вода, которая попадает в цветники, уходила наружу, были сделаны прорези. За время существования дома при выполнении одного из ремонтов эти прорези были заполнены раствором, и воде некуда было деваться. Поэтому вода стала поступать непосредственно в стены здания», - пояснила почетный реставратор города Москвы Елена Николаева.
Чиновники уверены: спасение архетиктурных памятников, в частности Дома Наркомфина, - в привлечении частных инвестиций.
«Если раньше, как правило, объекты в Москве реставрировались только за счет города или за счет Российской Федерации, то начиная с прошлого года ситуация радикально изменилась. Более половины объектов, отреставрированных в прошлом году, отремонтированы и отреставрированы за деньги частных инвесторов», - прокомментировал рукводитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Проект реставрации сейчас находится в стадии подготовки. В нем, кстати, принял участие внук автора проекта Дома Наркомфина, тоже архитектор Алексей Гинзбург. Первые противоаварийные работы коммунального корпуса планируется начать в конце этого года.
О защите памятников архитектуры и культуры. Все материалы темы