В Музее декоративно-прикладного искусства показывают лучшие работы вологодских кружевниц
Во всем мире русское кружево ассоциируется с вологодским, а сам город давно признан кружевной столицей России. В столичном Музее декоративно-прикладного и народного искусства развернут спецпроект «Вологда». В экспозиции представлены лучшие работы мастериц ажурного промысла за последнюю четверть века из фондов Вологодского государственного музея-заповедника.
Салфетки, скатерти, панно, пелерины, жакеты. Изящное кружево вологодских мастериц за рубежом ценили еще в конце XIX века. А в 1937 году на Международной выставке в Париже кружевные произведения из Вологды получили Гран-при. С формулировкой: «за новизну и художественное исполнение изделий». Мастерство и тонкий вкус присущи и работам уже современных кружевниц.
«Успехи вологодских мастеров, создание музея в 2010 году, конечно, позволило Вологде поддерживать процесс обучения новых мастеров, работать успешно с дизайнерами и делать замечательные выставки. Вологжане привезли к нам из своих музейных запасников все лучшие работы», - говорит директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.
На выставке представлена уникальная работа – «У озера. Ферапонтово». Это панно было признано лучшим кружевным произведением Вологды. Заслуженный художник России Галина Мамровская старалась и следовать традициям, и привнести что-то новое. Кстати, за «новое» – отвечают и работы совсем молодых художников – учащихся колледжа народных промыслов. От традиций к экспериментам – вологодское кружево вдохновляет и дизайнеров на создание фантазийных композиций. Некоторые экспонаты выставки – вовсе и не экспонаты, например, манто и жакеты украшают женщин. Но даже самое современное кружево создается по традиционным законам промысла.
«Традиционная техника в вологодском кружеве – это сцепная техника, основной смысл заключается в том, что изделия выполняются частями и потом сцепляются в единое целое. Используется бригадный метод, когда изделие плетется пятью, шестью, даже десятью мастерами, и каждый выплетает свой фрагмент», - рассказывает генеральный директор Вологодского государственного музея-заповедника Юлия Евсеева.
В рамках программы «Достояние России. Традиции для будущего» 2016-й был объявлен годом кружева. Вологодский проект – один из центральных. Судьба кружевоплетения в России не всегда была гладкой: многие старинные секреты мастерства приходилось восстанавливать. Ими и делятся теперь кружевницы. Осенью в Музее декоративно-прикладного и народного искусства пройдет международная конференция. В ней примут участие специалисты не только российских, но и зарубежных музеев, например, французского Музея кружев и моды в Кале.