Дом Палибина могут передать некоммерческой организации

01 июня 2018 20:10
Научно-исследовательский институт реставрации может остаться без Дома Палибина. Уникальный памятник деревянного зодчества «послепожарной» Москвы, который уже 35 лет арендуют реставраторы, передают в безвозмездное пользование некоммерческой организации. Юлия Струкова продолжит.

Научно-исследовательский институт реставрации может остаться без Дома Палибина. Уникальный памятник деревянного зодчества «послепожарной» Москвы, который уже 35 лет арендуют реставраторы, передают в безвозмездное пользование некоммерческой организации. Юлия Струкова продолжит.

Дом Палибина - уникальное деревянное чудо, которое сохранилось. Одно из немногих оставшихся после пожара 1812 года. Этот дом знает каждый реставратор. Здесь не только работали, но и приходили на выставки. Достаточно было нажать на кнопку, и эта дверь практически круглосуточно всегда открывалась. 30 мая планировали открыть экспозицию подлинных предметов, принадлежавших Пушкину, которые здесь отреставрировали. Но они вернулись в музей поэта нераспакованными. В выставочном зале - пустые витрины. А Научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) обязан выехать из здания до 25 июня.

«17 мая вышел приказ, которого никто официально не видел, о том, что дом передается некому фонду. Недавно пришла бумага, что расторгнут договор с институтом», - комментирует руководитель выставочного зала Государственного научно-исследовательского института реставрации Нина Зайцева.

Популяризатор русской культуры Савва Ямщиков боролся за то, чтоб Дом Палибина стал выставочным залом для ГосНИИРа еще в 80-х. На первом этаже мастерские, где отреставрированы сотни полотен из провинциальных музеев. В доме устойчивый микроклимат и влажность, что особо важно для полотен. «Это место не должны покидать реставраторы», -говорит Владимир Резвин. Вместе в Ямщиковым в 80-х они реставрировали здание и в четырех комнатах открыли редкую живопись.

«Наши коллеги сняли слой поздних обоев, вдруг под ними увидели нечто для нас невероятное - вот этот букет на потолке. На следующий день сюда сбежались все реставраторы на это смотреть. Реставрация шла сложно, и в результате открыли не более пяти процентов», - рассказал архитектор, реставратор Владимир Резвин.

Смогут ли продолжить работы? Большой вопрос. Неясно, как теперь будут вести реставрационные работы фасада здания. Прошлым летом с одобрения Мосгорнаследия его начали восстанавливать силами волонтеров под надзором специалистов. Это был международный проект совместно с французами.

«Осталась лишь покраска в этом году. У нас уже записано 14 французов, которые должны приехать в этом году, и 12 из них уже купили билеты», - говорит реставратор Павел Шишмарев.

Марфа Ямщикова - дочь Саввы Васильевича и хранитель его наследия - в растерянности. Как быть с мемориальным кабинетом отца, что на втором этаже? «Насколько я знаю, дом передают с обременением сохранить кабинет Саввы Васильевича, но как вычленить кабинет из общей ситуации непонятно. Потому что у нас дом - это выставочный зал для людей, мы проводим экскурсии. И кабинет - это только часть дома», - рассуждает хранитель мемориального кабинета Саввы Ямщикова Марфа Ямщикова.

Руководство ГосНИИР обратилось с просьбой к министру культуры пересмотреть решение о передаче дома некоммерческой организации. К открытому письму уже сегодня присоединились более четырехсот человек.

«Обращение написано в адрес министра не просто так. Дело в том, что это дело на сто процентов находится в ведении Министерства культуры. Я думаю, у Министерства культуры сегодня есть все возможности этот вопрос разрешить», - говорит председатель ВООПИиК Артем Демидов.

«И я думаю, что эта вот разруха, которая грядет, это страшная история, потому что мы теряем то, что никогда не сможем восстановить. Это уйдет как жизнь, а нам эта жизнь нужна», - считает фотограф, журналист Юрий Рост.

Телефоны фонда, которому на 25 лет безвозмездного пользования передан памятник культуры федерального значения, молчат. Министерство культуры ситуацию пока не комментирует.

Новости культуры