Сегодня детей, которые отличаются от ровесников, не вписываются ни в какие рамки, читают на иностранном языке уже в три года, а в пять начинают щелкать задачки по высшей математике, модно называть индиго. Ученые этот термин категорически не приемлют. Заполошные мамы, напротив, создали из него культ, объясняя особенностями психики индиго любые отклонения своих чад от нормы или собственные ошибки в их воспитании. А что же сами дети? Что для них стоит за понятием индиго? Благо это или зло? И что может дать ярлык одаренного ребенка в обычной жизни: успех и признание… или раннюю смерть?
Востряковское кладбище в Москве. Черный мрамор памятника со стихотворной строфой на нем…Владимир Полетаев. Ребенок, который и сам писал стихи и переводил чужие с четырех языков – белорусского, украинского, грузинского и немецкого. Он покончил с собой в 19 лет. Выбросился из окна пятого этажа своего дома по Ленинградскому проспекту.
Ваганьковское кладбище. Еще один черный обелиск. Ника Турбина начала сочинять стихи в четыре года. Ее первый стихотворный сборник вышел в свет, когда девочке было девять. В десять лет на Венецианском биеннале ей был присужден главный приз – "Золотой лев". А потом в девочке что-то сломалось. Нервный срыв, психиатрическая клиника в Лозанне, внезапное замужество. В 16 лет Ника начала жить в гражданском браке с 76-летним швейцарцем-психиатром, у которого лечилась. Когда ничего хорошего из этого не вышло, она пристрастилась к алкоголю… Ей было 27, когда Ника выпала из окна. То ли случайно, то ли вполне осознанно…
Павел Коноплев сам научился читать еще в дошкольном возрасте. В семь лет задавал родителям такие вопросы, на которые они уже просто не знали ответов. А в восемь самостоятельно и более того – в уме! – сумел вычислить освещенность планеты Плутон. Мама попросила его записать решение. Позднее изумленный академик Андрей Колмогоров – один из крупнейших математиков 20-го века – подтвердил правильность расчетов, хоть и усомнился в том, что их сделал восьмилетний малыш. Павел скоропостижно скончался в больнице, где его лечили от ожирения. Ему было 27 лет.
Но даже те одаренные дети, которые не гибнут слишком рано, живут, как правило, скверно. Их не любят одноклассники, их чураются взрослые. Они не такие, как все. Они раздражают. Детишки, которые приходят учиться в школу "Интеллектуал" из обычных средних школ, первоначально похожи на руины. Психологам и педагогам приходится собирать их личности буквально по кирпичику.
Все понимают, что одаренные дети – наше будущее. Именно они будут двигать вперед нашу науку, всю цивилизацию в целом. Более того, некоторые исследователи утверждают, что они – следующая ступень эволюции гомо сапиенс.
Однако по статистике из 100% одаренных детей лишь восемь достигают успеха в нашем мире. Так может в этих цифрах вся суть? Мы много рассуждаем о национальной идее, о том, куда нам двигаться, как развиваться. А может просто стоит делать все для того, чтобы не восемь, а десять, 20, 40 процентов одаренных детей сумели стать успешными взрослыми? А уж они-то наверняка сумеют найти правильный путь для всего человечества.
Автор сценария: Ольга Демина
Режиссер постановщик: Сергей Краус