Со 2 по 7 октября в Москве состоится международный фестиваль-ретроспектива Элвина Люсье "Everything Is Real", посвященный творчеству легендарного американского композитора, одного из пионеров экспериментальной музыки и саунд-арта.
Вместе с художественным руководителем фестиваля Арманом Гущяном и приглашенным экспертом фестиваля Андреем Смирновым разбираемся с основными понятиями и главными действующими лицами мирового саунд-арта.
Элвин Люсье – одна из наиболее значительных фигур в музыке второй половины ХХ века, американский композитор и саунд-артист, открывший новые перспективы развития академической музыки.
Развивая концепции Джона Кейджа, Люсье по своему пересмотрел традиционную европейскую практику создания и исполнения музыки, основанную на сочинении музыкальных структур и самовыражении автора, и обратил свой взор к природным феноменам и свойственным им естественным процессам развертывания во времени. Он поместил в пространство искусства акт наблюдения за акустическими свойствами предметов и природных явлений, скрытых от обыденного или "невооруженного" – его искусством – взгляда.
Предметом художественных исследований Эвина Люсье за более чем 50 лет творчества стали: звук как таковой и его воздействие на окружающую среду, необычные акустические процессы, обратные связи, биения, резонансные свойства всевозможных объектов, электромагнитные колебания в атмосфере земли, волны, генерируемые человеческим мозгом, акустические свойства помещений, а также многократное преломление звука через "призму" разных по величине пространств – от чайника до пространства человеческой памяти.
Рекомендации по прослушиванию экспериментальной музыки
"Иногда слушатель должен буквально поменять не то что бы угол зрения, но угол слушания. Принять то, что в рамках музыкальной традиции, классической музыки, принять просто невозможно. Нужно фактически поменять психологию восприятия. И вот тогда, возможно, вы переживёте катарсис и получите истинное удовольствие и наслаждение", - Андрей Смирнов, основатель первой электроакустической студии при московской консерватории, приглашенный эксперт фестиваля.
"Невозможно воспринимать произведения Люсье в записи. Только в реальной концертной ситуации его сочинения имеют ту громадную эстетическую ценность, которая в них заложена", - Арман Гущян, композитор, художественный руководитель фестиваля.