Михаил Захарович Левитин – режиссёр, писатель, художественный руководитель московского театра "Эрмитаж" обращается к одному из самых масштабных, знаковых и в тоже время трагических событий в биографии великого Сергея Эйзенштейна, в истории отечественного театра и страны в целом.
В 1940 году Сергей Эйзенштейн поставил на сцене Большого театра "Валькирию" Рихарда Вагнера, вторую оперу из тетралогии "Кольцо Нибелунга". Эйзенштейн готовился к этому много лет, но постановку ему заказали в очень сложный момент жизни советского общества, накануне Великой Отечественной войны, в период, когда был подписан с Германией пакт о ненападении. К этому историческому событию и был приурочен спектакль. Постановка, которая родилась на фоне глобальных событий – во время Второй Мировой войны и накануне Великой Отечественной выполняла почти что миротворческую миссию, но вызвала огромный политический скандал… "Валькирия" Эйзенштейна возникла как глубоко художественное явление, как явная кульминация театральной эстетики 1920-30-х гг., как последний факт спектакля, выстроенного по заветам Всеволода Мейерхольда. Спектакль, в котором огромную роль играла связь между Мейерхольдом и Эйзенштейном, учителем и учеником. И связь эта в конечном итоге заключалось в понимании театра, в тот момент истории невозможного. К началу 40-х годов мейерхольдовские идеи и принципы были резко отменены...
На Исторической сцене Большого театра, путём детального рассказа о самом спектакле и событиях, предшествовавших ему, автор и ведущий Михаил Левитин "воссоздаёт" этот спектакль на наших глазах. В пространстве сцены оживают картины из спектакля, основанные на подлинных рисунках Эйзенштейна. Не только сам спектакль, но и тот роковой день, когда на нём присутствовал немецкий дипломатический корпус, категорически отвергший постановку.
Авторский проект Михаила Левитина.
Режиссер: Андрей Проскуряков.