Тема этого года – "Призрак будущего". Это серьезное исследование через музыку того мира, в котором мы живем, что будет с нами дальше, и как это все отразится в музыке.
"Человек всегда стремился предугадать образ будущего. Во всех культурах древнего мира предсказатели занимали особое место в обществе, а классические религии институционализировали роли пророков и духовных учителей. Из астрологии, эзотерики, стремившихся иррационально предсказать будущее, постепенно отпочковывалась наука, пытавшаяся давать объективные прогнозы развития наблюдаемых процессов, а философия всегда видела одну из своих задач в прогнозировании целостной картины мира будущего. Наконец, художественное воображение возникло из потребности заполнять лакуны еще не познанного и на основе переработки элементов жизненного опыта в свободные фантазии создавать новую прогностическую реальность далекого будущего.
Парадоксальным является тот факт, что великие пророчества философов прошлого – от "Государства" Платона до "Утопии" Томаса Мора, от "Града Божьего" Августина до "Манифеста коммунистической партии" Маркса и Энгельса, не говоря уже о манифестах футуристов начала ХХ века – проникнуты торжеством идей слаженного миропорядка и гармонии, в то время как футурологические прогнозы наших дней полны тревог и сомнений. Искусственный интеллект и экологический кризис, истощение ресурсов и демографические проблемы, постколониальный мир, молодежная субкультура, "новая этика" – все это не находит какого-либо положительного разрешения в сегодняшней science fiction, разве что какой-нибудь поп-герой очередных "Звездных войн" или черепашки-ниндзя бросятся спасать человечество от его ужасного будущего. Более того, в литературе Новейшего времени сформировался особый жанр – антиутопия, в котором гротескно изображается изнаночная сторона бесконечного неконтролируемого "прогресса", в конце концов, уничтожающего само понятие "человечность". При этом и альтернативные прогрессу модели "государства вечной стабильности", блокирующие любые другие возможности развития, выглядят не менее устрашающе ("1984" Дж. Оруэла, "Мы" Е. Замятина, "О дивный новый мир" О. Хаксли и др.)
Если футурологические прогнозы прошлого были интересны, в первую очередь, представлениями о новых чудесах техники и инновациях, то сегодняшние размышления о будущем представляют едва ли не больший интерес с точки зрения изучения тех страхов, которые обуревают нас в настоящее время. По существу, пытаясь заглянуть в наше завтра, мы критически анализируем наше сегодня, а проекции будущего все чаще становятся археологией настоящего. В этом контексте наш фестиваль не претендует на предсказания будущего, а фокусируется на задаче его созидания. Здесь и Сейчас.
Пять вечеров "Московского форума" – это попытка творческого осмысления музыкантами и философами некоторых вызовов нашего времени. Это одновременно и "археологическое", и "футурологическое" исследование сложных, противоречивых процессов, получающих отражение в сегодняшнем музыкальном искусстве. Это априори присущее "Московскому форуму" стремление заглянуть в будущее, в еще не вербализованные аспекты и потенциалы музыки и одновременно попытка формировать это будущее, сконструировать его возможные черты".
Владимир Тарнопольский