10 августа 2016, 14:21 10 августа 2016, 15:21 10 августа 2016, 16:21 10 августа 2016, 17:21 10 августа 2016, 18:21 10 августа 2016, 19:21 10 августа 2016, 20:21 10 августа 2016, 21:21 10 августа 2016, 22:21 10 августа 2016, 23:21 11 августа 2016, 00:21

Ирина Антонова об Эрнсте Неизвестном: Ушёл один из ведущих скульпторов ХХ и ХХI веков

  • Ирина Антонова об Эрнсте Неизвестном: Ушёл один из ведущих скульпторов ХХ и ХХI веков
  • Картинка
    Ирина Антонова об Эрнсте Неизвестном: Ушёл один из ведущих скульпторов ХХ - ХХI веков
  • Картинка
    Ирина Антонова об Эрнсте Неизвестном: Ушёл один из ведущих скульпторов ХХ и ХХI веков
  • Ирина Антонова об Эрнсте Неизвестном: Ушёл один из ведущих скульпторов ХХ и ХХI веков
В Нью-Йорке на 92-м году жизни скончался Эрнст Неизвестный. Его работы не раз называли «эталоном современной скульптуры» и «примером независимой творческой мысли». Сама личность мастера не менее монументальна, чем его произведения.

В Нью-Йорке на 92-м году жизни скончался Эрнст Неизвестный. Один из самых мощных и самых неординарных художников ХХ века. Его работы не раз называли «эталоном современной скульптуры» и «примером независимой творческой мысли». Сама личность мастера не менее монументальна, чем его произведения. Её масштаб в контексте времени передаёт знаменитая фраза Энди Уорхола: «Никита Хрущёв – средний политик эпохи Эрнста Неизвестного». Авангард Неизвестного, который так шокировал советских чиновников – не просто игра с формами. Это гимн свободе, обретённой через боль, символ вечного противостояния искусства и диктатуры. 

Эрнст Неизвестный совершил революцию в скульптуре, создал новый пластический язык – не всем понятный и не всеми принятый, многих завораживающий, кого-то пугающий. Он лепил грубо, резко и жёстко. По его собственный словам, «как мясник, как демиург». Его восприятие мира, эпохи было таким – острым, трагическим. Свою жизнь Неизвестный – сын репрессированных, фронтовик, прошедший всю войну – тоже воспринимал как драму, которая, причиняла боль, и тем не менее, питала его как художника.

«Моя жизнь написана очень бездарным писателем, по первым правилам Литературного института: сюжет, завязка и неожиданная развязка, как у О. Генри», - говорил скульптор.

Неизвестный всегда был заметной и нетипичной фигурой для советской арт-среды. Равнодушных к его искусству было мало – его любили и о нём спорили. Ругали – особенно власти. На знаменитой выставке в Манеже в 1962-м году Никита Хрущёв назвал его искусство дегенеративным. Возмущался: «Почему скульптор так искажает лица советских людей?». Неизвестный не испугался, вступил в полемику, защищал неофициальное искусство от нападок вождя. Бескомпромиссный, отважный, импульсивный. Промолчать было не в его стиле.

«Он выстоял и противостоял этому безумному напору, когда его обвиняли во всём, и даже министр госбезопасности Серов кричал: "Откуда вы взяли бронзу?" - и так далее. Он выстоял этот бредовый напор, остался самим собой, и, в общем-то, победил в этой схватке, потому что он оставался непреклонным в своих убеждениях», - отметил народный художник России Борис Мессерер.

«Он никогда не впадал в какую-то панику – никогда. Я учился у него работоспособности. И отчаянности, смелости. Он умел держаться со всеми, на равной ноге», – сказал поэт Евгений Евтушенко.  

После смерти Хрущёва Эрнст Неизвестный создал памятник на его могиле. Когда его спросили: «Зачем?» - ответил: «Художник не должен быть злее политика, я его простил». Искусство Неизвестного – экспрессивное, мощное, часто тяжёлое, пронизанное болью и страданием. Но вот злобой – никогда. Во всём мире Неизвестного называют эталоном, уникумом, скульптором редкой породы.

«Я очень огорчена его уходом, потому что он не только один из ведущих скульпторов ХХ и ХХI веков, но он был и настоящий друг, и очень крупная личность в художественном мире – независимый, смелый, честный, всегда говорящий то, что он думает и в своем искусстве, и в своих выступлениях, это один из самых высоких интеллектуалов в художественном творчестве нашего времени», – убеждена президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.

«Работы производили сильное впечатление – самобытные, очень интересные. Он очень соотносился со своими работами. Он запомнился мне независимостью суждений. Это был человек-глыба. Это был замечательный человек», – признался режиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев.

«Благодаря ему целое поколение скульпторов поняли, он показал, что выразительный язык скульптуры – это не только лепка пиджаков, брюк и так далее и не только жанр, но и есть взаимодействие формы в пространстве. Есть архитектура. Есть то, что забыто», – подчеркнул скульптор, народный художник России Георгий Франгулян. 

Гонимый и притесняемый советской властью, в 1976-м Эрнст Неизвестный навсегда покинул родину – уехал в Швейцарию, а затем в США. На Западе его приняли, полюбили, недавно назвали «Человеком года русскоязычной Америки». В Россию после перестройки часто возвращался и работал – в Магадане стоит его монумент жертвам политических репрессий, в Калмыкии – жертвам депортаций, в Кузбассе – погибшим шахтёрам. Эрнста Неизвестного называют певцом свободы, которая часто обретается через страдание. Так было и в его жизни. 

Памяти знаменитого скульптора наш телеканал посвящает показ документального фильма «Бронзовый век Эрнста Неизвестного». В эфире - 10 августа в 22:00

Новости культуры

Читайте также:

Скончался скульптор Эрнст Неизвестный

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация