В Москве состоялись гастроли Эстонской национальной оперы
В Москве состоялись гастроли Эстонской национальной оперы – первые за последние двадцать лет. Выступления прошли на сцене театра «Геликон». В это же время столичная труппа гастролировала в Таллине. Такой «взаимовыгодный обмен» - это принятая в театральном мире практика. Рассказывает Мария Трофимова.
После долгого перерыва - долгожданные обменные гастроли Эстонской национальной оперы. Всего несколько дней. В программе - гала-концерт, балет «Гоблин» и опера «Фауст» в постановке Дмитрия Бертмана. Опера Шарля Гуно – одна из самых популярных в мире.
«Опера - об искушении и о том, что сегодня мир стал совсем другим, и сегодня - Мефистофель безработный. Ему ничего не надо делать. Люди сами все делают», - говорит режиссер-постановщик , народный артист России Дмитрий Бертман.
Идея перевернутого мира - таков взгляд на Фауста у художника постановки - Энне Семпер. Она считает, что мир должен измениться вместе с главным героем. И мир переворачивается. И вместо, например, толпы прихожан - посетители кабаре. Повсюду соблазн. Сам Фауст, стоя перед выбором, выбирает худшее.
«У нас получился спектакль, где Мефисто - самый лучший герой, и Фауст, может быть, не такой хороший, как обычно бывает», - отмечает художник Энне-Лиис Семпер.
Неклассическая версия. Фауст – весельчак, любитель женщин, легко поддающийся соблазну. Образ отрицания и разрушения. Мефистофель здесь, наоборот, страдает за людей. Плачет над безумным миром.
Мировая премьера балета «Кратт» состоялась на сцене Тартуского театра «Ванемуйне» в 1943-м. В годы фашистской оккупации в Эстонии действовал запрет на современную музыку. Поэтому для своего балета композитор Эдуард Тубин взял сюжет из народного фольклора. Слепленный крестьянином домовой Кратт должен принести хозяину богатство и славу. В Москве показали новую версию этой истории. Балет «Гоблин» - постановка 2015 года. Приурочена к юбилею эстонского композитора.
«В нашем понимании домовой – это машина, которая делает деньги. Сейчас тема денег и того, как обогатиться, достаточно актуальна. Я спектакль делала в более современном ключе, но, я думаю, все-таки это – неоклассика», - делится хореограф-постановщик Марина Кеслер.
Исполнитель роли Гоблина - испанец Энеко Аморос. За пять лет в эстонском балете – это его четвертая роль. И, по его оценке, самая яркая.
«Несомненно, мой герой отрицательный. Это аллегорический персонаж, в нем соединились мысли о грехе, богатстве, совести. Работа над Гоблиным - некий вызов мне как артисту», - признается танцовщик Эстонской национальной оперы Энеко Аморос.
Эстонскую национальную оперу и «Геликон-оперу» связывает многолетняя дружба. В эти же дни на прибалтийской сцене москвичи показывали «Царскую невесту». И на обеих сценах, с разницей в один день, прошел гала-концерт «Дуэт двух столиц», где объединились лучшие голоса обоих театров.
Читайте также:
"Геликон-опера" и Эстонская национальная опера начинают обменные гастроли