14 апреля 2015, 11:13 14 апреля 2015, 12:13 14 апреля 2015, 13:13 14 апреля 2015, 14:13 14 апреля 2015, 15:13 14 апреля 2015, 16:13 14 апреля 2015, 17:13 14 апреля 2015, 18:13 14 апреля 2015, 19:13 14 апреля 2015, 20:13 14 апреля 2015, 21:13

Концерт памяти жертв геноцида армян прозвучал в столичной консерватории

  • Концерт памяти жертв геноцида армян прозвучал в столичной консерватории
  • Картинка
    Концерт памяти жертв геноцида армян прозвучал в столичной консерватории
  • Концерт памяти жертв геноцида армян прозвучал в столичной консерватории
Трагические события произошли 100 лет назад – в 1915-м году. Геноцид признан и осуждён многими странами мира и международными организациями. Люди гибли и от прямого физического истребления, уничтожалось и армянское культурное наследие. Но армянские традиции и культура живы. Нынешний концерт это демонстрировал.

Концерт, который прошёл в Большом зале консерватории, можно назвать вечером памяти. Трагические события, которым он был посвящён, известные как геноцид армян в Османской империи, произошли 100 лет назад – в 1915-м году. Геноцид признан и осуждён многими странами мира и международными организациями. Люди гибли и от прямого физического истребления, и в результате депортации в условиях, не совместимых с жизнью. Уничтожалось и армянское культурное наследие. Но армянские традиции и культура живы. Нынешний концерт это демонстрировал.

Дживан Гаспарян на этом концерте – особый гость. Выйдет на сцену всего на несколько минут в конце второго отделения. Но за несколько часов до своего выхода уже здесь – разыгрывается и вспоминает печальный повод этого выступления.

«Знаете, сколько убили женщин, детей, бросали в реку... Много. Когда моя бабушка рассказывала, у меня мурашки поднимались», – признался музыкант.

Не покидает сцену в этот вечер пианист Вазген Вартанян. Открывает концерт «Шестью танцами» Комитаса, композитора, которого тоже коснулся геноцид. Многие его сочинения были уничтожены. Те, что остались, исполняются часто, и часто звучат их транскрипции.

Сразу несколько фортепианных транскрипций Вартаняна прозвучало в этот вечер. Брамс у него тоже звучит не совсем классически – «Пассакалья» теперь как самостоятельная фортепианная пьеса. Сделать переложение симфонии было непросто.

«Я постарался представить себе, как бы сам Брамс написал для фортепиано. Может быть, сделал менее прямолинейно – он был склонен именно к фортепианной трактовке, некой такой тяжеловесности», – пояснил пианист.

Звезда концерта – Дживан Гаспарян. Несмотря на повод, в отличном настроении. Не расстается со своим дудуком вот уже лет семьдесят. Говорит, дал 20 тысяч концертов, и перед Сталиным выступал. Именно Гаспарян познакомил западную цивилизацию с дудуком – с дудочкой из абрикосового дерева.

«Такого звука больше нигде нет. Только он имеет такой звук – это мужской дух, это молитва», – поделился он.

Молитва на дудуке звучит в память о всех армянах, погибших во время геноцида. Это полтора миллиона человек за все время гонений.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация