4 февраля 2016, 16:01 4 февраля 2016, 17:01 4 февраля 2016, 18:01 4 февраля 2016, 19:01 4 февраля 2016, 20:01 4 февраля 2016, 21:01 4 февраля 2016, 22:01 4 февраля 2016, 23:01 5 февраля 2016, 00:01 5 февраля 2016, 01:01 5 февраля 2016, 02:01

4 февраля 1922 года труппа Сергея Дягилева в последний раз исполнила "Спящую красавицу"

  • 4 февраля 1922 года труппа Сергея Дягилева в последний раз исполнила "Спящую красавицу"
Для создания новых танцев в "Спящей красавице" была приглашена Бронислава Нижинская. Декоратором и автором костюмов стал Леон Бакст. Главную партию танцевала Ольга Спесивцева.

4 февраля 1922 года на сцене Лондонского театра «Альгамбра» состоялось последнее, сто пятое, представление «Спящей красавицы» в исполнении труппы Сергея Дягилева. Для создания новых танцев в «Спящей красавице» была приглашена Бронислава Нижинская. Декоратором и автором костюмов стал Леон Бакст. Главную партию танцевала Ольга Спесивцева, Эсмеральда и легендарная Жизель Мариинского театра, прима-балерина парижской Гранд-Опера, одна из последних романтических танцовщиц и предвестница экспрессионистского стиля в балетном искусстве. «Непостижимо гармоничные, ее движения были и царственны, и патетичны, полны пафоса и нежности. Облик подобен персидской миниатюре. Взгляд устремлен куда-то в недоступную смертным даль. Как звуки скрипки, все тело пело в адажио...» – писали рецензенты.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева – одно из переломных событий в культуре XX века. Они оказали колоссальное влияние на западное искусство и предопределили развитие мирового балета на несколько десятилетий вперед. В ХIХ веке на Императорских сценах России законодателями в области балета были французы. В ХХ столетии после дягилевских «Сезонов» русский балет стал доминировать во Франции, утвердившись как крупное, самобытное явление, новый музыкальный театр, которого еще не знала ни Россия, ни Европа. Французский критик озадаченно писал: «Как русские, так уступающие нам в искусстве, достигли столь высокой степени мастерства? Каким образом мы впали в подобную дряхлость?»

«Открывать» русскую культуру для французов Дягилев начал раньше. В 1906 году он привез в Париж художественную выставку, в 1907 – русскую инструментальную музыку, потом организовал оперные сезоны с участием Федора Шаляпина. И, наконец, 19 мая 1909 года состоялся первый балетный спектакль в рамках «Русских балетных сезонов». Секрет импресарио был прост – для своей антрепризы он приглашал лучших людей искусства того времени. Мастерство русских танцоров, талант постановщиков, уникальность костюмов и декораций, гениальная музыка покорили зрителей. Уникальный синтез хореографии, музыки, сценографии и костюмов произвел настоящую революцию в искусстве. Специально для «Русских сезонов» Сергея Дягилева свои шедевры создавали композиторы Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси, Морис Равель, Федор Шаляпин, художники Александр Бенуа, Леон Бакст, Анри Матисс, Пабло Пикассо, хореографы Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин. На сцене блистали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Ида Рубинштейн.

Балет «Спящая красавица» публика приняла прекрасно, казалось, успех будет сопутствовать постановке всегда. Сергей Дягилев радовался от души: все складывалось просто чудесно! Помощник Дягилева режиссер Сергей Григорьев вспоминал: «В последующие годы меня часто спрашивали, как случилось, что, после того как на протяжении десяти лет Дягилев стимулировал поступательное развитие балета, он вдруг предпочел вернуться назад и восстановить произведение, которое его постановки уже давно оттеснили. Его искренне привлекла возможность показать Европе образец старой петербургской балетной школы, на которой он сам воспитывался с детства, и которая сформировала фундамент его собственных постановок».

Несмотря на интерес публики, скоро стало понятно: прибыль не возместила расходов. В последние дни показа спектакля Сергей Дягилев пригласил в театр нескольких друзей, сказав им с горечью: «Посмотрите этот балет. Скоро он перестанет существовать, и вы уже никогда не увидите такой прекрасный ансамбль, такую великолепную хореографию и такое замечательное оформление. Это последняя реликвия великих дней Санкт-Петербурга». Дягилев, рассчитывавший на успех балета в течение как минимум полугода, оказался на грани разорения, артисты начали разбегаться, труппа едва не прекратила своего существования. На помощь пришла давняя знакомая Мизия Серт, пианистка, муза и покровительница поэтов, живописцев, музыкантов, хозяйка литературного и музыкального салона, модель известных художников. Она была очень дружна с Коко Шанель и уговорила ее пожертвовать на восстановление именитой труппы значительные средства. Это обеспечило шествие «Русских сезонов» вплоть до смерти Дягилева в 1929 году.

6 февраля в 20:30 в «Большом балете» – хореографы ХХ века: Юрий Григорович, Агриппина Ваганова, Фредерик Аштон, Пьер Лакотт, Василий Вайнонен, Виталий Тимофеев.

Владимир Васильев: "Искусство – это всегда мука, страдание и необыкновенная любовь"

Результаты третьего тура проекта "Большой балет"

INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"

"Смысл балета – обмен энергетикой". Интервью Илзе Лиепы

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация