9 февраля 2016, 14:06 9 февраля 2016, 15:06 9 февраля 2016, 16:06 9 февраля 2016, 17:06 9 февраля 2016, 18:06 9 февраля 2016, 19:06 9 февраля 2016, 20:06 9 февраля 2016, 21:06 9 февраля 2016, 22:06 9 февраля 2016, 23:06 10 февраля 2016, 00:06

Петербургский коллекционер обнаружил уникальные фотографии

  • Петербургский коллекционер обнаружил уникальные фотографии
  • Картинка
    Петербургский коллекционер обнаружил уникальные фотографии
  • Петербургский коллекционер обнаружил уникальные фотографии
Снимки были сделаны в ателье на Невской заставе в начале XX века. Ранее считалось, что в этом районе работы для фотографов просто не было. Их услуги были не по карману местным обитателям – мастеровым и ремесленникам.

Петербургский коллекционер обнаружил уникальные фотографии, сделанные в ателье на Невской заставе в начале XX века. Ранее считалось, что в этом районе работы для фотографов просто не было. Их услуги были не по карману местным обитателям – мастеровым и ремесленникам. За Невской заставой столица утрачивала свой парадный вид. Деревянные дома, улицы без тротуаров, сточные канавы вдоль дорог, даже конка там появилась позже, чем в других районах Петербурга. 

Всё началось с фотокарточки 1900 года, внимание привлекла надпись – «Невская застава». До той поры считалось, что на этом месте была рабочая промзона, и ателье там быть не могло.

«Было выяснено, что этих фотографов не один и не два, что их было в этом небольшом районе, причём в окраинном районе города, довольно много», - рассказывает коллекционер фотографий Михаил Борец.

В конце XIX века «Невская застава» - типичный промышленный район. Здесь находились предприятия и дома для рабочих. Но на фотографиях, которые попадались Михаилу, представители совсем другого - более высокого сословия.

К сожалению, ни один дом, где были мастерские фотографов, не сохранился - после революции Невскую заставу начали перестраивать. Ещё одна загадка - откуда появлялись и куда исчезали фотографы? Работали они по два-три года.

«Сегодня мы знаем четыре адреса на Невской заставе, и в разное время в них работало полтора десятка фотографов. Иногда они работали совместно, это была общедоступная фотография», - рассказывает Михаил Борец.

Все фотографии клеились на заранее приготовленные карточки, которые называли «паспарту». На них указывали адрес ателье, мастера и его заслуги. Сами изображения - чёрно-белые, как правило, люди позировали на фоне природы.

«Фон, соответственно, рисованный тоже был чёрно-белый. Там какая-то занавеска. Можно посмотреть на старых фотографиях. Их там видно, занавес какой-то, и в дали – пейзаж», - отмечает фотограф Елена Густякова.

К походу в ателье готовились долго. Подбирали самые лучшие костюмы, делали стильные причёски. По снимкам можно проследить, как менялась мода той эпохи. Ну, а работа фотографа была целым искусством: негатив - посеребрённое стекло, которое трудно не разбить или не засветить, а фотоаппарат – тяжёлая, неуклюжая махина.

Когда был сделан один из аппаратов, который смогли увидеть корреспонденты «Новостей культуры», сейчас никто не скажет. Но ему точно больше 120 лет. Сегодня он кажется огромным и требующим для производства фотографий невероятного количества манипуляций. Тем не менее, подобные стояли во всех фотоателье Петербурга. Правда, удовольствие это было доступно далеко не каждому горожанину.

Стоимость снимков была высока. Их делали по 2-3 штуки. Цена была сравнима с золотыми часами. Михаил успел собрать около тридцати фотографий начала XX века. Сейчас он готовится к фотовыставке, которая, по его мнению, разрушит стереотипы о Невской заставе и расскажет чуть больше о жизни окраины Петербурга столетней давности.

 Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация