21 мая 2016, 16:35 21 мая 2016, 17:35 21 мая 2016, 18:35 21 мая 2016, 19:35 21 мая 2016, 20:35 21 мая 2016, 21:35 21 мая 2016, 22:35 21 мая 2016, 23:35 22 мая 2016, 00:35 22 мая 2016, 01:35 22 мая 2016, 02:35

Африка зовет: предметы искусства и уникальные фотографии можно увидеть в Москве

  • Африка зовет: предметы искусства и уникальные фотографии можно увидеть в Москве
  • Картинка
    Африка зовет: предметы искусства и уникальные фотографии можно увидеть в Москве
  • Африка зовет: предметы искусства и уникальные фотографии можно увидеть в Москве
Николай Гумилев считал Африку отражением рая на Земле и все время возвращался туда, пытаясь постичь тайну этого континента. Сегодня поездки в Африку доступны многим, но и она приходит к нам с большей, чем прежде частотой и лёгкостью. Фотовыставка "Зов Африки" проходит в ЦДХ, а ГМИИ им. Пушкина демонстрирует выставку "Река Конго. Искусство Центральной Африки".

«Мадонна племени Химба» - автор этой фотографии - Даниил Яковлев. Назвать Мадонной изображение женщины с младенцем это довольно банально, но не в данном случае, благодаря намибийскому малышу со слегка запрокинутой головкой. У него прорисовка как на полотнах мастеров Ренессанса. Снимок представлен в числе множества работ на фотофестивале под названием «Зов Африки», который проходит в ЦДХ. Ещё более грандиозное явление Африки демонстрирует Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина – выставку из собрания Парижского музея на набережной Бранли.

О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.

Это строки Николая Гумилева. Он считал Африку отражением рая на Земле и все время возвращался туда, пытаясь постичь тайну этого континента. Сегодня поездки в Африку доступны многим, но и она приходит к нам с большей, чем прежде частотой и лёгкостью.

Пустые глазницы масок, сосуды, хранящие прах предков, антропоморфные статуэтки, - всё это защитники банту – группы народов, которые живут у реки Конго. Чтобы понять африканское искусство, нужно научиться видеть в нем не просто экзотику, а считывать культурные коды. За каждой формой – бездна подробностей о том, зачем все это нужно и как работает. Например, представлены реликварии конца XIX века, сделанные из меди и латуни: племя Мбулу нгулу верило: блеск металла отпугивает злых духов. Посреди одного из залов – саркофаг. Это единственный экземпляр, такого больше нет ни в одной коллекции мира.

Наталья Кортунова, хранитель выставки, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина: «До наших дней он дошел потому, что не использовался по назначению. Хранился в семье человека, которому он предназначался. Скорей всего человек был рыбаком. О чем говорит форма – напоминает лодку. В верхней части – плавник, здесь же - несколько атрибутов ловли – изображение лодки, весла».

Из парижского Музея Бранли на Волхонку привезли двести предметов с территории шести стран Африки. Жители тропических лесов носили маски в форме сердца - грубые и простые. А вот в Саванне маски были более изящными. Вместо предметов культа - объекты светского искусства. В Саванне особую роль играла женщина.

Франсуа Нейт, куратор выставочного проекта: «Считалось, что женщина  соединяет землю с небосводом, и является связующим звеном между людьми и потусторонними силами. Ее образ изображали на наконечниках стрел, амулетах, расческах и вот на таких табуретках, на которых сидел вождь».

Воспринятое поначалу европейцами, как «страшное, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX века стало высоко цениться в западной культуре. Модернисты вроде Пикассо, Дерена, Гогена, Джакометти вдохновлялись африканской пластикой. Считается, что именно эта культура подарила миру кубизм.

Священные ритуалы инициации, поклонение духам предков – все это есть и в Африке сегодняшней. Об этом - фотовыставка в ЦДХ. Работа «Красота изначальная» - об одном из древнейших обычаев Черного континента. После свадьбы женщины племени Сури носит в нижней губе глиняные тарелки – дэби. Чем крупнее тарелка, тем большим уважением женщина пользуется в племени.

Бой на палках – это не драка. С детства мальчиков готовят к этому обряду старейшие племени. Удары должны быть жестокими – только так можно воспитать в себе мужество. Но сейчас некоторые представители банту отказываются соблюдать древние ритуалы. На выставке показывают фильм - «Кровь и молоко» - о противостоянии вековых традиций и цивилизации.

«Есть мнение, что все эти племена исчезнут очень скоро. Мы снимаем последних. Любая попытка цивилизовать их обречена на гибель», - говорит фотограф Александр Холопов.

К посетителям африканские племена уже давно привыкли. Некоторые даже устроили «туристический бизнес». К примеру, жители долины реки Ома – одни из самых недружелюбных – составили прейскурант на снимки. Племена Самбуру, Кара и Масаи легко идут на контакт. Фотографа Ольгу Мичи даже посвятили в Масаи и дали имя Суллам. В ответ она их пригласила в Москву, где Масаи  посетили Славянский Кремль и даже искупались в русской бане.

«Когда они приехали, то увидели настоящего бородатого русского мужика, который вышел по пояс раздетый и облился ледяной водой, прыгнул в снег. Ребята развернулись и убежали в разные стороны», - рассказывает Ольга Мичи.

Цивилизация неизбежно наступает на дикие племена Африки. Многие жители Саванны уже ходят в футболочках и китайских рубашках. Возможно, скоро попробуют газировку и фаст-фуд. Единственный выход, по мнению фотографов, изолировать их на их земле, чтобы они жили своим счастьем и своим горем, своими ритуалами, и своими песнями.

Новости культуры

Читайте также:

"Искусство Центральной Африки" демонстрирует выставка в Пушкинском музее

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация