29 июня 2016, 09:21 29 июня 2016, 10:21 29 июня 2016, 11:21 29 июня 2016, 12:21 29 июня 2016, 13:21 29 июня 2016, 14:21 29 июня 2016, 15:21 29 июня 2016, 16:21 29 июня 2016, 17:21 29 июня 2016, 18:21 29 июня 2016, 19:21

В Историческом музее открылась выставка "Праздничная одежда народов России"

  • В Историческом музее открылась выставка "Праздничная одежда народов России"
  • Картинка
    В Историческом музее открылась выставка "Праздничная одежда народов России"
  • В Историческом музее открылась выставка "Праздничная одежда народов России"
Самобытность любого народа во многом определяется национальной одеждой и в первую очередь праздничной. В Государственном историческом музее открылась выставка «Праздничная одежда народов России». На ней представлены яркие образцы народного искусства XVIII – начала XX веков.

Самобытность любого народа во многом определяется национальной одеждой и в первую очередь праздничной. В Государственном историческом музее открылась выставка «Праздничная одежда народов России». На ней представлены яркие образцы народного искусства XVIII – начала XX веков.

Джинсы, юбка, футболка, кроссовки. Вот, в общем-то, и все, что можно сказать о современном народном костюме. Причем, без привязки к конкретной стране – так сейчас одевается весь мир. Чего не скажешь о России столетней давности. Тверских или, к примеру, калужских, или владимирских было видно за версту. У каждой губернии был свой костюм, по которому и узнавали – свой-чужой. И уж, конечно, не могло и речи быть, чтобы владимирские девушки одевались так же, как орловские. Или чтобы девушка одевалась так же, как замужняя женщина.

«Понева – это костюм замужней женщины. Девушки носили рубахи просто подпоясанные. И, например, в Тульской губернии поневу надевали на девушку, когда ее объявляли невестой. В Орловской губернии без поневы ходили до свадьбы, ее надевали в свадебном обряде», - поясняет куратор выставки Александра Цветкова.

Понева – это фартук наоборот, повязывался сзади, чтобы согревать. Но функциональность в вопросах моды и раньше-то не больно учитывалась. Главное ведь, чтобы красиво было.

«Понева на этом орловском костюме имеет название "добрая", - рассказывает Александра Цветкова. – Она была очень красивая, ее делали нарядной, праздничной и одевали по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И, в общем-то, она дальше лежала свернутой в сундуке до следующих больших праздников». 

Так бы и лежали, наверное, эти наряды в бабушкиных сундуках и дальше. Но большевики под корень уничтожили крестьянство, которое столетиями сохраняло традиции. В 20-е годы сотрудники Исторического музея поехали по России в этнографические экспедиции. Так появилась эта уникальная коллекция костюмов народов, населяющих нашу страну. От традиционного русского сарафана до костюма нанайки, изготовленного из рыбьей кожи.

«Сотрудники музея ходили из дома в дом, из деревни в деревню, договаривались с людьми, рассказывали им, что их праздничный костюм сохранится на века, если попадет в музей. Наш музей продолжает эту линию, мы собираем и фольклорные костюмы, и костюмы, созданные современными художниками, такими, как Слава Зайцев», - говорит куратор выставки Ольга Гордеева.

Разнообразие и самобытность национальных костюмов в XX веке не только в России, но по всему миру, были потеряны. Только в советском варианте это усугублялось еще и тем, что желание как-то выделяться в одежде приравнивалось чуть ли не к предательству родины. Достаточно вспомнить о стилягах. Интересно, что бы по этому поводу сказал Петр Великий, который первым в России ввел моду на импортную одежду?

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация