27 июня 2017, 19:26 27 июня 2017, 20:26 27 июня 2017, 21:26 27 июня 2017, 22:26 27 июня 2017, 23:26 28 июня 2017, 00:26 28 июня 2017, 01:26 28 июня 2017, 02:26 28 июня 2017, 03:26 28 июня 2017, 04:26 28 июня 2017, 05:26

Эксперты усомнились, что "Звенигородский чин" написал Андрей Рублев

  • Эксперты усомнились, что "Звенигородский чин" написал Андрей Рублев
  • Картинка
    Эксперты усомнились, что "Звенигородский чин" написал Андрей Рублёв
  • Эксперты усомнились, что "Звенигородский чин" написал Андрей Рублев
В 1920-е годы Игорь Грабарь опубликовал результаты своих исследований. В них он доказывал, что звенигородские иконы принадлежат кисти Андрея Рублева. С тех пор эта точка зрения стала преобладающей. Но вопросы оставались.

Вопросов больше, чем ответов. Эксперты Третьяковской галереи поставили под сомнение авторство одного из первых шедевров древнерусской живописи – «Звенигородского чина». В 1920-е годы Игорь Грабарь опубликовал результаты своих исследований. В них он доказывал, что звенигородские иконы принадлежат кисти Андрея Рублева. С тех пор эта точка зрения стала преобладающей. Но вопросы оставались. Репортаж Ольги Ениной.

Сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации два года исследовали шедевр древнерусской живописи. С помощью новейшего оборудования детально были описаны различия, существующие между знаменитой рублевской «Троицей» и иконами «Звенигородского чина»: «Спас Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По словам экспертов, стилистические различия очевидны.

«Думаю, что для коллег новость была вполне ожидаемой, поскольку стилистическая разница между этими иконами очевидна. Однако делать столь решительные выводы, опираясь только на достаточно субъективный стилистический анализ, было, разумеется, очень рискованно. Поэтому появления нового технологического материала ждали», − отметил искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян.

Эксперты не исключают, что автором «Звенигородского чина», мог быть мастер из византийско-русского круга московских иконописцев. И мастер этот мог быть не один.

«Икона "Спаса" имеет некоторые заметные отличия от двух других икон. Здесь все тоньше и мягче, приемы чуть менее сложные и изощренные, но приводящие к совершенно исключительному художественному эффекту. Если в двух других иконах мастер слегка видоизменял рисунок в процессе работы − отличаются формы носов, направление взглядов − то в иконе "Спаса" окончательные описи точно соответствуют подготовительному рисунку», − пояснила научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, художник-реставратор Софья Свердлова.

Иконы «Звенигородского чина» были обнаружены в Звенигороде в 1918 году, а после переданы в Третьяковскую галерею. В 1926 году реставратор и искусствовед Игорь Грабарь атрибутировал иконы «Звенигородского чина» как созданные Андреем Рублевым. Этот вывод неоднократно ставился под сомнение. По словам директора музея Зельфиры Трегуловой, предположения экспертов пока на стадии осторожного предположения.

«Это серьезный вопрос, материал находится в работе, сейчас он не на той стадии, когда делаются заявления. Будет атрибуционный совет, потом книга. Необходимо идти шаг за шагом», − рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. А пока все выводы предварительны.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация