20 апреля 2018, 14:48 20 апреля 2018, 15:48 20 апреля 2018, 16:48 20 апреля 2018, 17:48 20 апреля 2018, 18:48 20 апреля 2018, 19:48 20 апреля 2018, 20:48 20 апреля 2018, 21:48 20 апреля 2018, 22:48 20 апреля 2018, 23:48 21 апреля 2018, 00:48

"В будущее возьмут не всех": ретроспективу работ Ильи и Эмилии Кабаковых покажут в Эрмитаже

  • "В будущее возьмут не всех": ретроспективу работ Ильи и Эмилии Кабаковых покажут в Эрмитаже
  • Картинка
    Ретроспективу работ Ильи и Эмилии Кабаковых покажут в Петербурге
  • "В будущее возьмут не всех": ретроспективу работ Ильи и Эмилии Кабаковых покажут в Эрмитаже
Мир как тотальная инсталляция. В конце 70-х Илья Кабаков, иллюстратор детских книг и участник диссидентских выставок, разработал первую «жэковскую серию». Коммуналка с ее теснотой и не свободой стала местом его арт-манифеста.

В Эрмитаже идут последние приготовления к открытию выставки с концептуальным названием «В будущее возьмут не всех». Это ретроспектива работ Ильи и Эмилии Кабаковых ‒ изобретателей жанра «тотальной инсталляции». Концепция экспозиции проста ‒ воссоздать жизнь художника, его искания, прозрения и проблемы. Репортаж Елены Ворошиловой.

Мир как тотальная инсталляция. В конце 70-х Илья Кабаков, иллюстратор детских книг и участник диссидентских выставок, разработал первую «жэковскую серию». Коммуналка с ее теснотой и не свободой стала местом его арт-манифеста. Среди сковородок и кастрюль придуманные персонажи напоминают реальных людей.

«Как и многие инсталляции Кабакова, они сопровождены текстами какими-то, заметками, наблюдениями свидетелей», ‒ добавила научный сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Анастасия Чаладзе.

Сегодня Кабакова называют крупнейшей фигурой московского концептуализма. Это он в конце 80-х создал «Человека, который улетел из своей комнаты в космос». Экспозиция определила стиль тотальной инсталляции, ставшей визитной карточкой Кабакова. В центре ‒ не объект, а пространство. В этом ‒ много вещей. Они рассказывают о своем хозяине, ведь это все, что осталось после него.

«Произведением "Тотальная инсталляции" Кабаковых является не только сама комната, не только все, что в ней. По словам Ильи Кабакова, даже воздух между экспонатами ‒ есть цельное тотальное произведение, тотальная инсталляция. Они это придумали, они с этим работают, поэтому нам пришлось практически строить музей в музее, чтобы каждая комната соответствовала чертежам, проекту, замыслу художников», ‒ рассказал главный дизайнер Андрей Шелютто.

В конце 80-х художник со своей женой Эмилией эмигрировали в Европу, потом в Америку. Получили гранты и признание. Их работы заполнили музеи современного искусства. Но главным в их творчестве остается жизнь в СССР. Кабаков словно боится времени своего непризнания. Атмосферы, лишенной воздуха и свободы. Это чувствуется в «Лабиринте», который сделан по фотографиям и письмам матери художника.

«В этом письме рассказывается о тяготах жизни советской женщины, которая вынуждена постоянно переезжать, недоедать, которой негде спать, и пространство усиливает это, так как мы оказываемся в бесконечном коридоре, из которого, как кажется, невозможно найти выход», ‒ объяснила куратор выставки Натела Театруашвили. 

Красный вагон впервые был показан в Дюссельдорфе, потом ‒ в Москве. В Эрмитаже он с 2008-го. Поезд для Кабаковых ‒ символ уходящего времени и человека, который все время боится не успеть на него. Разбросанные картины, уходящий поезд, светодиодное табло предупреждения ‒ «В будущее возьмут не всех». Кажется, Илья Кабаков воплотил свой самый страшный кошмар, о непризнанном художнике, о том, кто решает судьбу искусства, и что делать тем, кто остался на перроне времени. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация