Режиссеру Жан-Люку Годару исполняется 85 лет
«В фильме должны быть начало, середина и конец. Но не обязательно в этом порядке. Как и в жизни». Так считает Жан-Люк Годар. Разрушитель канонов, он безжалостно отвергает всё устоявшееся, привычное и обыденное. Кто-то считает Годара гением, кто-то амбициозным шарлатаном. А сам он продолжает творить и удивлять. Ещё в 60-е режиссёр сочинил собственную эпитафию: «Тебя ждёт судьба худшая, чем смерть. Ты станешь легендой». И оказался прав, став легендой при жизни. Сегодня Жан-Люку Годару – 85.
Одной этой фразы из газетной заметки хватило для того, чтобы Жан-Люк Годар снял свой первый полнометражный фильм – «На последнем дыхании». У него не было даже сценария – актёрам приходилось импровизировать на ходу. Не было и денег – для динамичного движения камеры использовали обычную инвалидную коляску. Зато у Годара, кстати, бывшего кинокритика, было понимание, каким должно быть настоящее кино. Фильм «На последнем дыхании» стал флагманом французской «новой волны».
В этом фильме было «всё неправильно»: кадры, снятые как бы случайно, из неудобных позиций, герои, смотрящие прямо в камеру, «рваный», хаотичный монтаж. Но после, этого «последнего дыхания» французский историк кино Анри Ланглуа заявил: «отныне существует кино «до» и «после Годара». Нарушать правила режиссер взял за правило. Фильм «Альфавиль», к примеру, снимал ночью на высокочувствительную пленку, почти без искусственного света. Результат: три тысячи метров испорченной пленки. Но и это не смутило режиссёра – он смонтировал фильм из «брака».
Кино – материальное доказательство происходящего – считает Годар и добивается правды в каждом кадре. Чтобы показать настоящий страх, в фильме «Дети играют в Россию», он не предупредил машиниста поезда о том, что на рельсы вот-вот бросится Анна Каренина. Эту роль сыграла Ирина Апексимова. На пробах ее попросили выучить монолог Карениной, но так как он в романе Толстого отсутствует, актриса решила схитрить – прочитать монолог из «Дяди Вани» Чехова. Авантюра раскрылась только во время съёмок.
«Я говорю переводчику: я же Чехова читала, а не Толстого. Тут у всех был шок! От Толстого там было всего одно предложение. Он говорит: а давай читай это предложение 19 раз», - делится актриса, директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.
Свои фильмы Годар называет «музыкой, сочиненной при помощи красок», или «социологическими эссе в форме романов».
«Годара надо смотреть, одновременно с этим о нем читать, его читать, пересматривать. И если вы вдруг не знаете текст, который он цитирует, а это может быть философский текст, политический, а может быть дико попсовый фильм, который он случайно увидел, то тогда вы просто не уловите этой шутки, не поймете, о чем он хотел вам сказать», - отмечает кинокритик Антон Долин.
В 1985 году на Каннском кинофестивале Жан-Люк Годар презентовал свой фильм «Детектив». Вдруг кто-то из зрителей с криком «Ничего не понятно», швырнул в лицо режиссёра торт. Годар облизнулся и сказал: «Зато вкусно!». В этом суть его творчества – не всегда понятно, но всегда вкусно!
К юбилею Жан-Люка Годара наш канал покажет одну из самых успешных картин мастера – «Безумный Пьеро» – смотрите сегодня, в 23.50.