В павильоне "Рабочий и колхозница" проходит выставка искусства времен конструктивизма
"Искусство принадлежит народу!" - такой лозунг провозгласили конструктивисты век назад. Организаторы выставки в павильоне "Рабочий и колхозница" решили показать, каким был путь от конструктивизма к дизайну, проделанный модой, архитектурой, фотографией и другими видами творчества за сто лет. Оказалось, что многие идеи, зародившиеся сразу после Октябрьской революции, остро актуальны и в наши дни. Репортаж Анны Галинской.
Прямо под "Рабочим и колхозницей" Веры Мухиной - еще одна трудолюбивая пара, правда уже на ткани. Четкие линии, геометрические формы, функциональность - не дизайнеры (тогда не было такого слова), а конструкторы создавали эти тренды, отказавшись от буржуазных идей, разрушив стереотипы, приковав внимание всего мира ... Но не сограждан.
Куратор выставки, историк моды Наталья Козлова, решила - пришло время менять ситуацию . "Должно было пройти время. Ведь мы долго отрицали и отказывались, особенно при советской власти, от конструктивизма. И, наконец-то, мы его признали", - рассказала Наталья Козлова.
Целую коллекцию - 45 костюмов - создали по эскизам 100-летней давности. Смотрители говорят - каждая вторая гостья пытается приобрести наряд, а выбор тот еще! Например, платье, как у Лили Брик, или замысловатая розовая конструкция, придуманная Сергеем Эйзенштейном.
Сложно представить, что этот откровенный костюм был придуман для сцены в 1923 году. С высокой точностью воссозданы не только лекала, но и технология производства. Этот пышный бутон, нарисованный Верой Мухиной, впервые воплотили в жизнь. Учли все детали, даже те,что не видны без лупы.
"С усиками - это особая обработка, когда из ткани вытаскиваются ниточки, как под мережку. С одного края вытаскивается зигзаг, а с другого - пространство, где ниточки вытащили - обрезается нитка. Это выполнено по той же технологии, а сейчас есть оборудование", - объяснила мастер-технолог Галина Райхман.
Часы и недели тратили на вышивку, повторяющую рисунки и фото. Черное на белом - красота в простоте, в 1925 году эта коллекция Надежды Ламановой поразила взыскательную парижскую публику. На международной выставке среди блеска и шика нарядов от кутюр, Гран-при взяла именно она, представив костюмы, отдаленно напоминающие советские скатерти.
"Был большой дефицит шелков, тканей, и дизайнеры, художники использовали подручные материалы. У них осталось какое-то количество льна для скатерти, этот лен шел на пошив платья, осталось большое количество рушников - они их использовали в декоре, какие-то веревочки, тесемочки. С помощью бытовых простых вещей эти люди создавали уникальные модели", - отметил дизайнер Сергей Васильев.
Русский стиль, признанный всеми - до закрытия железного занавеса мир питался идеями советских конструкторов. Именно они начали смотреть под другим углом - это вслед за Родченко фотографы опустились на землю, а вслед за советскими художниками - перекроили формы.
Вся история моды, архитектуры, плаката XX века - на двух этажах. 530 работ рассказывают о конструктивизме и его последователях.