24 января 2018, 14:34 24 января 2018, 15:34 24 января 2018, 16:34 24 января 2018, 17:34 24 января 2018, 18:34 24 января 2018, 19:34 24 января 2018, 20:34 24 января 2018, 21:34 24 января 2018, 22:34 24 января 2018, 23:34 25 января 2018, 00:34

Живописец русской истории. Исполнилось 170 лет со дня рождения Василия Сурикова

  • Живописец русской истории. Исполнилось 170 лет со дня рождения Василия Сурикова
  • Картинка
    Исполнилось 170 лет со дня рождения Василия Сурикова
  • Живописец русской истории. Исполнилось 170 лет со дня рождения Василия Сурикова
В юности он работал писцом в канцелярии красноярского губернатора. И однажды так точно и подробно изобразил на деловой бумаге муху, что губернатор, приняв ее за живую, несколько раз пытался смахнуть.

В юности он работал писцом в канцелярии красноярского губернатора. И однажды так точно и подробно изобразил на деловой бумаге муху, что губернатор, приняв ее за живую, несколько раз пытался смахнуть. Именно он отправил рисунки Сурикова в Петербург и просил зачислить автора в Академию художеств. Первая же серьезная работа художника привлекла внимание Павла Третьякова. Репортаж Антона Николаева. 

«Третьяков сразу заметил Сурикова. Суриков выступил очень мощно своей картиной “Утро стрелецкой казни”, это был необычный дебют для художника, про него заговорила сразу вся Россия», ‒ рассказала заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Павел Третьяков приобрел все главные исторические полотна Василия Сурикова, включая самое знаменитое. Если идти по центральной анфиладе Третьяковской галереи, еще издали можно увидеть «Боярыню Морозову».

«Все рядом с этой картиной любят приводить историю, которую он рассказал Волошину, о черной вороне на белом снегу, которую он увидел. Но исследователи творчества Сурикова знают, что композицию этой картины он почерпнул в маленьком старообрядческом лубке», ‒ пояснила Татьяна Карпова.

Над каждой картиной Суриков работал по несколько лет, мучительно долго подбирал натурщиков, выискивая их в самых неожиданных местах. Вот этого нашел на рынке. Заставлял часами сидеть на снегу. Добивался достоверности во всем: начиная от того, как отражается снег на лицах, заканчивая историческими реалиями.

«Суриков прикоснулся к боли русской истории. Его интересовали переломные моменты в русской истории, которые выносят на поверхность крупные личности. И он не  солидаризируется полностью ни с одним из своих героев: ни со стрельцами, ни с Петром, ни с боярыней Морозовой», ‒ отметила Татьяна Карпова.

«Утро стрелецкой казни» ‒ первая большая работа Сурикова. По воспоминаниям художника, этот образ возник в его воображении как яркая вспышка, когда он увидел храм Василия Блаженного. Потомственный казак, выросший в Сибири, где воспитывался в традициях русской старины, именно в патриархальной Москве он создал свои лучшие произведения.

«Он увидел древние памятники. Всем известны слова Сурикова, что он на памятники, как на живых людей, смотрел. Он их допрашивал: вы видели, вы слышали, вы свидетели», ‒ объяснила Татьяна Карпова.

При жизни его ругали критики: мол, «Боярыня» ‒ это не картина, а ковер. А про опального сподвижника Петра на картине «Меншиков в Березове» говорили, что, если он встанет в полный рост, пробьет головой потолок. Но кто сегодня помнит имена тех критиков, а вот Василий Суриков ‒ в первом ряду русских живописцев. Не говоря о том, что лучший художественный вуз России носит именно его имя.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация