В доме графа Остермана идут работы по переустройству
В доме графа Остермана – классическом образце московской городской усадьбы XVIII века – идут работы по переустройству. Раньше свои экспозиции там представлял Музей современной истории. Теперь одна тысяча триста квадратных метров его площадей переданы Музею декоративно-прикладного и народного искусства.
В экспозиции будет лучшее из фондов коллекции. В конце XIX века ее начал собирать Сергей Морозов. Меценат приобретал образцы кустарной продукции, помогал обучать новых мастеров, популяризировал народное искусство, из которого вырос и русский модерн, и неорусский стиль.
«Мы говорим о том движении в обществе, в различных слоях общества, которое привело в конце XIX века к соединению традиций, художественного замысла, гениальных решений, подвижничества», - отмечает директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.
Появились абрамцевские и талашкинские мастерские. Таким образом, кустарное превращалось в высокохудожественное.
«Эти материалы привезены сотрудниками кустарного музея из экспедиций, которые проходили в начале XX века, - рассказывает главный хранитель Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Ольга Милованова. - Все предметы с Русского Севера. Здесь же можно видеть вещи, выполненные в начале XX века художниками, которые изучали, смотрели, собирали эти вещи и получали творческий толчок, стимул для создания своих».
Деревянная композиция «Как мыши кота хоронили» сделана мастерами Богородской фабрики. Николай Бартрам, возглавлявший художественную часть кустарного музея, сам проектировал такие игрушки. А богородские мастера осуществляли изготовление.
«Это делалось для того, чтобы придать новый импульс угасавшему в тот момент старинному промыслу в селе Богородское Владимирской губернии, - отмечает заведующий отделом дерева Константин Нарвойт. - А сюжет таков: Кот – это Петр Великий, мыши – представители всех народов Российской империи. Это вельможи петровского окружения».
Шедевры – в единичных экземплярах. Такая композиция есть еще в Русском музее. Редкости из фондов можно будет увидеть в экспозиции уже в этом году.