В Театре Вахтангова показали спектакль "Фальшивая нота"
Два исключительно важных события в Театре имени Вахтангова, в один день, в субботу. Первое - на сборе труппы художественный руководитель Римас Туминас объявил, что предложил Юрию Бутусову занять должность главного режиссёра театра, и тот предложение принял. «Этот бунтарь не даст нам окаменеть», - сказал Туминас.
Событие второе - премьера. На сцене - два народных артиста Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. Геннадий Викторович утверждает, что было у него давнее желание, чтобы судьба как-то пересекла его с худруком этого театра, и когда он прочёл пьесу Дидье Карона «Фальшивая нота», он понял, что вот с этим и надо идти к этому режиссеру.
Туминас выбор пьесы одобрил, на роль дирижера пригласил Гуськова, и вот что вышло. Ирина Разумовская сообщает.
В репертуаре театра Вахтангова появилась постановка по самому, пожалуй, свежему литературному произведению. Всего год назад была написана «Фальшивая нот» - это пьеса французского драматурга режиссера и актёра Дидье Карона.
Инициатива представить её впервые в России принадлежит Геннадию Хазанову, которому этот текст показала переводчица.
Художественный руководитель Театра Эстрады принёс ее в Театр Вахтангова.
«Даже если бы не было ремонта в Театре Эстрады, всё равно надо ответить на главный вопрос, кто будет ставить спектакль. И мне очень хотелось, чтобы это был Туминас. Глупо приглашать Римаса Туимнаса на постановку спектакля в Театр Эстрады. Мне и самому хотелось оказаться в намоленном пространстве, немножко другом», - признался Хазанов.
Присутствие на сцене Хазанова, лихое и юмористическое начало натолкнет зрителя на мысль, что впереди комедия с тривиальным сюжетом: пронырливый поклонник творчества известного композитора пробирается к нему в гримерку и не даёт покоя.
Играть маэстро Алексею Гуськову не впервой. 10 лет назад природу дирижирования артист постигал для роли в фильме «Концерт». Тогда изучал манеры Бернстайна, Темирканова, Светланова.
«Это всё очень пригодилось, я достал все свои записи старые, и когда Римас попросил определенную паузу, я надеюсь, что профессионал узнает, что это Тосканини, который делает «Татададам». Этот Тосканини всегда был такой», - поделился народный артист России Алексей Гуськов.
Герой Гуськова - дирижёр на пике своей карьеры. Захлёбывающийся в своей славе, он должен заменить почившего Караяна и собирается переезжать в Берлин, где ломают Стену. А значит на дворе 89-й год. Первое, что услышит зритель, - это музыка любимого композитора Гитлера – Вагнера, и это очень важно. В подарочной коробке с бантом от «якобы» поклонника окажется роба заключённого Освенцима. Перед нами: немец и еврей.
«Через прощение, сочувствие и понимание, что произошло в мире, и что происходит сейчас, надо всё бросить, если ты знал, где живет Бог, знал, как к нему обратиться. Слушай Моцарта, вот это и есть Бог, музыка должна нас спасти», - заключил художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас.
В середине спектакля зазвучит сюита чешского композитора еврейского происхождения Павла Хааса. Он её написал в концлагере и сыграл перед немцами в надежде, что его помилуют. Его убили. Здесь кровавой мести не будет. Будет боль жертвы, признание грехов палача, освобождение от вины. Римас Туминас «сшил» эту историю покаяния музыкой, достигнув в трактовке французской пьесы потолка, как и хотел того Геннадий Хазанов.