4 января 2019, 10:22 4 января 2019, 11:22 4 января 2019, 12:22 4 января 2019, 13:22 4 января 2019, 14:22 4 января 2019, 15:22 4 января 2019, 16:22 4 января 2019, 17:22 4 января 2019, 18:22 4 января 2019, 19:22 4 января 2019, 20:22

О русских валенках

  • О русских валенках
  • Картинка
    История валенок – от стадии производства до создания арт-объекта
  • О русских валенках
Узнаваемая деталь народного костюма, важный элемент гаданий и обрядов, герой песен и частушек. Русский валенок - в центре внимания экспозиции в столичном музее-заповеднике «Коломенское».

Узнаваемая деталь народного костюма, важный элемент гаданий и обрядов, герой песен и частушек. Русский валенок - в центре внимания экспозиции в столичном музее-заповеднике «Коломенское». О тонкостях производства национального войлочного чуда - Анастасия Егорова.

На один такой валенок уходило около килограмма шерсти, подготавливали ее вручную, очищали от загрязнений, превращали в шерстяную вату, выстилали в виде развернутого валенка, смачивали водой, чтобы шерсть сцепилась, формовали. И получали валенок длиной в полтора метра. Чтобы он обрел привычный нам размер, его нужно было постирать в горячей воде 80 градусов, вставить колодки и оставить сушить.

Валяльному производству в России - две сотни лет. Это тяжелый труд. Чтобы сделать одну пару, необходимо 5 дней работы. Трудились в мастерских в основном мужчины. В начале XIX века их называли шерстобитами. Мастерство пригождалось в основном зимой, шерстобит переходил из одной местности в другую, возил с собой лук для разбивания шерсти, и решетку? которая служила ситом.

«Надо сказать, что фигура шерстобита - очень неоднозначная, и люди относились к ней по-разному, с уважением чаще всего, встречали таких людей, потому что, когда они валяли валенки, надо было, чтобы он свалял его добросовестно, а если ты чем-нибудь не угодишь, добавят тебе ржаной муки, и валенки с первым снегом рассыпятся», - рассказала куратор выставки Наталья Полонникова.

Валенки еще в начале 60-х шокировали, а затем покорили подиум. В 63-м модельер Вячеслав Зайцев представил скандальную коллекцию в русском стиле - расписные валенки, телогрейки и юбки из павлопосадских платков. Валенки - это еще и способ высказывания - к примеру, об экологической ситуации в мире. Сегодня они полноценный арт-объект. На выставке во дворце Алексея Михайловича - шерстяная обувь не пригодная для носки, но отсылающая к сюрриализму Пикассо, символизму Петрова-Водкина, абстракционизму Малевича. К слову, раскрашивали обувь и в XX веке - эта пара 1910 года. Внешность разная, содержание одно: шерсть - овечья, козья, лошадиная и даже коровья. На протяжении столетий технологии не меняются. 

С душой и своими руками - валенки валяют и шьют. На подмосковном производстве их украшают бисером, тесьмой, мехом, вышивкой и красят. Дизайнеры предлагают валенки на шнуровке, на молнии, стараются угодить всем и разными способами адаптируют обувь к погодным условиям. В ассортименте - валенки на резиновой подошве, на каблуках, с высоким и низким голенищем. 

«Мы уходим больше в современную тенденцию, то есть возрождаем русские традиции, предлагаем носить исторические валенки, но на модный современный манер», - рассказала дизайнер Яна Цукер. 

Валенки - сапоги на колодке, как толковал их Даль - из сельской местности давно перебрались на улицы городов. Русская обувь для суровых морозов, теплее которой за века еще не придумали. Валенки - по-прежнему популярны зимой.

 Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация