Выберите регион

Смотрим на

Русский музей готовит экспозицию о Николае I

Русский музей готовит экспозицию о Николае I. Это уже шестая выставка в цикле "Сага о Романовых". Посетить её можно будет уже завтра в Михайловском замке.

Русский музей готовит экспозицию о Николае I. Это уже шестая выставка в цикле "Сага о Романовых". Посетить её можно будет уже завтра в Михайловском замке. Юлия Струкова - подробнее.

Взглянуть на николаевскую эпоху с разных сторон предлагает Русский музей. Одна из примет времени – парады – им посвящен целый зал. Николай Павлович любил демонстрировать величие державы. Вот на полотне Григория Чернецова – 223 реальных персонажа. Среди них Пушкин, Крылов, Жуковский. Правитель, которого Толстой называл "Николаем Палкиным", а Ключевский - военным балетмейстером, здесь предстает личностью многогранной.  

"Известные стихи про то, как дурак умного догоняет, да Исаакий не пускает – это речь о Николае , который вздумал реформами догнать своего предка Петра Великого, но ему то не удается", - говорит Григорий Голдовский, зав. отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея.

Государь, который начал свое правление с команды «Пли!» на Сенатской площади, а закончил жизнь под грохот победных вражеских залпов в Крымской войне, так и не смог выполнить своих утопических задач – навести в стране порядок. Не помогли ни жандармский режим, ни жестокая цензура. 

"Он трезво оценивал устройство страны. Говорил, что в России правят не власти, а столоначальники. Он прекрасно осознавал, что в стране воруют, что в стране существуют дураки и бездорожье. Другой вопрос, что он считал, что его усилий, умения держать все это под контролем и в железном кулаке будет достаточно, чтобы страну реформировать и удержать", - отмечает Григорий Голдовский.

С другой стороны, покровительствовал искусству – была реформирована Академия художеств. В это же время – всплеск научных открытий, расцвет литературы, пушкинская эпоха почти совпадает с николаевской. Император Николай, в юности веселый, сентиментальный, мог заплакать, когда слышал о чьем-то горе. Приверженец рыцарских традиций – целый зал посвящен каруселям, придворным турнирам. Для которых создавались специальные призы в виде ваз-кубков.

"Создается впечатление, что он нутро-то свое таил. Известны его истории глубочайших личных переживаний, связанные с судьбой детей – долгого незамужества великой княжны Ольги Николаевны", - добавляет Григорий Голдовский.

Император Николай тщательно берег и приумножал все, что связано с семейной - а значит государственной историей. В одном из залов расположится часть так называемой Романовской галереи. С 1840 года по распоряжению Николая Первого в Малом Эрмитаже собирали портреты представителей императорской династии, начиная с Михаила Федоровича. Работ оказалось порядка двухсот. Но собрание было расформировано после революции. Часть портретов расположилась в разных музеях, некоторые и вовсе пропали. Конец дворянской эпохи – начало времени разночинцев. В полотнах, скульптуре, одежде, фарфоре. Эпоха умного, эмоционального, но жесткого и чересчур самоуверенного правителя. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме