26 февраля 2019, 18:00 26 февраля 2019, 19:00 26 февраля 2019, 20:00 26 февраля 2019, 21:00 26 февраля 2019, 22:00 26 февраля 2019, 23:00 27 февраля 2019, 00:00 27 февраля 2019, 01:00 27 февраля 2019, 02:00 27 февраля 2019, 03:00 27 февраля 2019, 04:00

В последний путь: кто и как наживается на похоронах

  • Кадр из программы "Андрей Малахов. Прямой эфир". В последний путь: кто и как наживается на похоронах
    Кадр из программы "Андрей Малахов. Прямой эфир". В последний путь: кто и как наживается на похоронах
Похороны в России стали весьма прибыльным бизнесом. Почему к умершему человеку ритуальные агенты приезжают быстрее кареты скорой помощи и тут же забирают паспорт? Почему требуют за свои услуги с близких покойного десятки тысяч рублей? А если таких денег у родных нет, похороны могут и вообще не состояться? Расследование "Прямого эфира".

Похороны в России стали весьма прибыльным бизнесом. Почему к умершему человеку ритуальные агенты приезжают быстрее кареты скорой помощи и тут же забирают паспорт? Почему требуют за свои услуги с близких покойного десятки тысяч рублей? А если таких денег у родных нет, похороны могут и вообще не состояться? Расследование "Прямого эфира".

Кадры, шокировавшие всю Россию: гроб с покойником в центре Самары, у здания областной администрации, поставила Анна Плотникова. Свой поступок она объяснила тем, что ритуальное агентство запросило баснословную сумму – 50 тысяч рублей – за похороны мужа. "Это была вынужденная мера, – призналась женщина Андрею Малахову. – Я оказалась одна в чужом городе. В другом городе у меня остался малолетний ребенок. Меня не пускали на кладбище. Бабушки причитали: "Поверх земли не оставят". Оставят! Этот "сюр" – вытаскивать гроб – вообще не по мне, но я попала в безвыходное положение".

Анна объяснила, что покойный даже не был ей мужем: просто у них был общий ребенок, они не жили вместе, мужчина виделся только с девочкой. Но хоронить его кроме Плотниковой было некому (Валерий Малеев умер 6 февраля, 12-го она узнала об этом, и он все еще не был похоронен). И хотя Анна понимала, что у нее нет ни сил, ни средств, она подумала о дочери: ведь та когда-нибудь спросит, где папина могила…

Женщина обратилась к другому агенту. Алексей Воробьев – его предприятие копает могилы – предложил предать тело земле за 8000 рублей. Однако, по его словам, ему стали чинить препятствия конкуренты: мешали получить направление на кладбище, не давали туда проехать и даже пытались увезти тело из морга! На самом кладбище Воробьева и Плотникову встретили 20–30 человек в масках, причем угрожали они не только Алексею, но даже сотрудникам полиции, которых он вызвал. Те заявили Воробьеву, что ничем ему помочь не могут, и уехали.

Председатель профсоюза работников ритуальной сферы Москвы Олег Шелягов указал Воробьеву, что он поступил непрофессионально, забрав тело из морга, когда еще не была готова могила. Руководитель МКУ городского округа Самара "Ритуал" Дмитрий Карпов утверждает, что Воробьев причастен к нескольким десяткам незаконных захоронений, по поводу которых уже возбуждены уголовные дела, но юрист в области ритуальных услуг Дмитрий Евсеев заявил, что чиновник врет.

"Этот бизнес жестко регламентирован с криминальной позиции, – уверен адвокат Жан Семенов. – С момента звонка родственников умершего в полицию или скорую помощь в игру вступают дежурные службы этих ведомств. Дальше приезжают 10–12 агентов – каждый со своим предложением, – и начинается борьба за труп. Потом морги, кладбища… Повязаны все". Между тем агент в сфере ритуальных услуг из Подмосковья Наталья Михайлова говорит, что в их регионе былого беспредела в этом бизнесе давно нет, а наводить в нем порядок следует местной администрации.

Представитель таковой в Самаре Александр Андриянов в студии заявил, что Анна Плотникова ни в органы власти, ни в муниципальный комбинат ритуальных услуг не обращалась. Впервые о ее проблемах власти узнали из твиттера депутата Азата Туймасова, которого Воробьев попросил предать огласке беспредел, творящийся на муниципальных кладбищах. Любопытно, впрочем, что сам депутат является индивидуальным предпринимателем в сфере ритуальных услуг… Сейчас разбором ситуации с "мытарствами" Анны и Алексея с подачи городского правительства занимаются правоохранительные органы, заверил Андриянов.

О том, как раньше готовились к смерти и собственному погребению, рассказал в студии клирик Успенского храма Красногорска Павел Островский. По его словам, в том, что сегодня организация похорон отдана на откуп чужим людям, виноваты мы сами: "Даже отпевание в храме сейчас заказывают ритуальные агенты, а не родственники, и некому дать совет о том, как помолиться, Псалтирь почитать…" Актриса Ирина Мирошниченко привела в пример коллегу, Авангарда Леонтьева: он сам приобрел место на кладбище и поставил памятник, на котором осталось дописать только дату его смерти.

Кто и как хоронит "невостребованные тела" – одиноких людей, у которых не объявились близкие? "Крестовый поход" Воробьева – бескорыстная борьба с кладбищенской мафией или попытка передела рынка услуг в свою пользу? Откуда пошло нынешнее слово "опрятный" и что значил раньше соответствующий ему глагол? Нужно ли установить государственную монополию на ритуальные услуги или оставить их свободному рынку? Можно ли похоронить близкого человека самим, вообще не прибегая к услугам посредников, и нужна ли такая возможность? Ответы – в "Прямом эфире".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация