3 апреля 2019, 19:04 3 апреля 2019, 20:04 3 апреля 2019, 21:04 3 апреля 2019, 22:04 3 апреля 2019, 23:04 4 апреля 2019, 00:04 4 апреля 2019, 01:04 4 апреля 2019, 02:04 4 апреля 2019, 03:04 4 апреля 2019, 04:04 4 апреля 2019, 05:04

В Москве завершилась реставрация особняка Ивана Морозова

  • В Москве завершилась реставрация особняка Ивана Морозова
  • Картинка
    В Москве завершилась реставрация особняка Ивана Морозова
  • В Москве завершилась реставрация особняка Ивана Морозова
В Москве завершилась реставрация особняка Ивана Морозова в Леонтьевском переулке. Это двухэтажное здание конца XIX века, знаменитое своими фасадами и интерьерами, которые создавали лучшие архитекторы того времени.

В Москве завершилась реставрация особняка Ивана Морозова в Леонтьевском переулке. Это двухэтажное здание конца XIX века, знаменитое своими фасадами и интерьерами, которые создавали лучшие архитекторы того времени. 

Пять лет шла реставрация этого большого особняка в самом центре Москвы - в Леонтьевском переулке. За сложное и кропотливое восстановление дома с историей и приспособление его под современное использование не первый раз взялось Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.

Из тех, кто в разные годы мог подниматься по этой парадной лестнице, были: в XIX веке - ректор Московского университета, затем купцы, в том числе Морозовы. В ХХ веке здесь располагались посольства Кубы и Германии и Советское информбюро. Каждый из хозяев обновлял интерьеры здания, исходя из собственных пожеланий. Приглашал зодчих на свой вкус. В середине XIX века здесь работал русский архитектор, мастер поздней эклектики Александр Каминский. Затем это были Фёдор Шехтель и позже - Адольф Эрихсон. Каждый зал оформляли в своём стиле. Дубовая деревянная столовая поражает насыщенным убранством.

«Интересен сам рисунок над каминным порталом - здесь есть элементы с фасадов, которые, возможно, были выполнены Каминским. Возможно, Шехтелем. Но, так или иначе, камин корреспондируется с главным фасадом. Мы здесь видим и львов», - говорит Алексей Очнев, архитектор ГлавУпДК при МИД России.

Самым сложным для реставраторов была работа с интерьерами, некогда роскошными, но утраченными. В парадном зале потолочная живопись на холстах, явление редкое, в советские годы оказалась и вовсе закрашенной. Несколько десятков специалистов по эскизам и архивным фото восстанавливали всю эту красоту. Проводили даже химико-технологические исследования, чтобы узнать точную колористику залов: цвета, например, тканей, которые здесь на стенах.

«Сохранить исторические заполнения было невозможно, так как они были изношены за более чем 100 лет. Поэтому здесь, по историческим аналогам, создали новые заполнения тканевые, которые повторяют исторические. Был восстановлен паркет исторический», - добавляет Алексей Очнев.

Для основателя проекта «Москвы глазами инженера», Айрата Багаутдинова, элементы интерьера здесь - узор на паркете, например, - говорят о стиле раннего Шехтеля, пока он ещё предтеча модерна.

«При том, что модерн, конечно, в 96-ом уже был, Шехтель о нём краем уха мог знать, потому что в Бельгии, во Франции такие вещи уже возникали», - рассказывает Айрат Багаутдинов.

В колонном зале - золоченую лепнину тоже восстанавливали. И это уже ампир. Дань моде тогда.

«Купцы конструируют для себя некую историю. Купцы плохое слово. Предприниматели. Предприниматели конструируют для себя несуществующий «Золотой век», как будто бы у них тоже было дворянское прошлое, поэтому почему бы не быть своему дворянскому гнезду с такой, прямо как из фильма «Гусарская баллада», бальной залой», - добавляет Айрат Багаутдинов руководитель проекта «Москвы глазами инженера».

Расчистили в каждом зале и камины. Всего во особняке их шесть. И единственное, о чём, возможно, будут жалеть его новые, современные хозяева, дипломаты или послы, - что пользоваться камином в памятнике архитектуры сегодня запрещено.

Ирина Разумовская

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация