Выберите регион

Смотрим на

В ГМИИ им. Пушкина завершили реставрацию скульптур эпохи Ренессанса

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина завершили реставрацию скульптур эпохи Ренессанса - из Фонда перемещенных культурных ценностей. Этот проект организован совместно с Государственными музеями Берлина. Осенью отреставрированные произведения будут представлены в экспозиции Пушкинского. А пока их увидела наша съемочная группа.

Эти шедевры Возрождения в мае 1945-го оказались почти погребенными в зенитном бункере в Берлине. До сих пор неизвестно, кто поджег колоссальный музейный запасник. В 1946 в Пушкинский привезли раскопанные остатки. Ценности, которые удавалось опознать, многие десятилетия были засекречены – материалы о них нельзя было публиковать.

«Большинство этих предметов – возвращенные из небытия, предметы, которые не существовали более семи десятилетий, они были в списке потерь. Я держал их в руках и в виде ксерокопий. Но изначально это были, конечно, такие. Это такая история архивных бумаг. Это музейная романтика. Когда ты читаешь строчки «Донателло уничтожен», тебе хочется в это не верить. Это не должна быть правда. И этао возможность вычеркнуть что-то из старых документов, понять, что они были в каком-то смысле не до конца правы. Это очень опьяняющее ощущение», - делится Василий Расторгуев, старший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина.

Сейчас реставрацией и научными исследованиями занимаются совместно российские и немецкие специалисты. Задача номер один – не дать разрушиться экспонатам.

«Вот пошли трещины по металлу. И наша задача – их максимально сохранить, законсервировать. А все остальное, через сто лет кто-то займется дальше», - говорит реставратор Михаил Тулубенский.

Введенные в музейный оборот предметы постепенно обретают биографию. Автором этого «Крылатого амура» в каталогах Берлинских музеев 30-х годов значился Донателло. Теперь выяснилось – работа более ранняя – античного периода. В Курчатовском институте Амуру сделали нейтронную томографию, чтобы понять, что с внутренним слоем скульптуры.

«У него в правой голени сплошная корка черного – уже не металла, а окиси. До него нельзя даже дотрагиваться», - отмечает Михаил Тулубенский.

Нет рук, ног, голов. Следы войны на многих статуях – навсегда. Плакетка со сценой бичевания Христа считалась вовсе утраченной.

«Люди, когда входили в бункер, не видели произведение, они видели серую массу на полу, потому что от нагрева лопнул и потолок. Стекло и бетон засыпали эти произведения», - рассказывает Василий Расторгуев.

Историю многих предметов еще предстоит изучить. Показать публике вновь обретенные шедевры планируют осенью.

Юлия Струкова

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме