1 декабря 2019, 20:12

"Сверкающий бриллиант в короне оркестров". Вспоминая Мариса Янсонса

  • "Сверкающий бриллиант в короне оркестров". Вспоминая Мариса Янсонса
  • Картинка
    Ушел из жизни дирижер Марис Янсонс
  • "Сверкающий бриллиант в короне оркестров". Вспоминая Мариса Янсонса
Из Петербурга сегодня пришло сообщение, там скончался выдающийся дирижер Марис Янсонс. Ему было 76 лет.

Из Петербурга сегодня пришло сообщение, там скончался выдающийся дирижер Марис Янсонс. Ему было 76 лет.

Человек с мировым именем, латышской кровью и русской душой. Марис Янсонс говорил, что в России ценятся темперамент и эмоция, в Европе – чувство стиля и красота звука, в Америке – перфекционизм исполнения и безупречная техника. Произнося это, он как будто перечислял свои собственные личные и профессиональные качества.

Он дирижировал Лондонским, Венским филармоническим оркестрами, оркестром Баварского радио, Питтсбургским, Чикагским, Кливлендским симфоническим, многими другими. Марис Янсонс обладал исключительным дирижерским талантом, его называли «сверкающим бриллиантом в короне оркестров». Он умел заразить оркестр своей творческой энергией, так, что концерты гарантированно, всегда проходили с громким успехом. Сегодня на одну сцену с маэстро должен был выйти Денис Мацуев. Вот что пианист написал в своём аккаунте в Instagram (запрещена в РФ): «Ушёл один из самых гениальных и добрых людей на свете. Марис Янсонс. Ушла эпоха, ушла легенда. Мы должны были с ним через час сегодня выходить на сцену Музикферайна и играть с Венским филармоническим оркестром. Новость, конечно, невозможно ни комментировать, ни осознать, абсолютно в это не верится. Через 40 минут у нас концерт. Мы с оркестром приняли решение, что откроем его не концертом Чайковского, а любимым произведением дорогого маэстро – этюдом-картиной Рахманинова «Море и чайки».

Специалисты всегда отмечали, что маэстро, как никто другой, представлял русскую музыку за рубежом. Прославленный европейский дирижер прекрасно говорил по-русски. Янсонс родился в Риге, с трёх лет посещал спектакли своих родителей в Рижском оперном театре. Оперу всегда называл своей большой страстью.

«Мама мне дала очень много, ну и, конечно, папа, потому что он дирижировал. К сожалению, так сложилось в моей жизни, что я довольно мало дирижировал оперой. Дирижировал, но недостаточно, всё больше симфонической музыкой. Но последние годы, как вы правильно сказали, я стал часто дирижировать оперой и это благодаря Зальцбургскому фестивалю», - говорил он.

Когда Янсонса спросили организаторы фестиваля, что же он хочет дирижировать, список был таким: русская музыка. Произведения Шостаковича, Чайковского, Мусоргского. И к каждому всегда подходил с особым трепетом.

«Извините, если ты уже взялся за такую гениальную оперу, то ты уж изволь и найди ключ, как поставить эту оперу. То же самое как я должен найти выразительность исполнения этой музыки, если я не найду, тогда зачем? Я вообще не имею права вообще исполнять это произведение», - отмечал дирижер.

Марис Янсонс считал, что в музыке нельзя идти на компромисс.

«Высокий профессионализм, образование, которое он в свое время получил, и работал с такими выдающимися мастерами как Караян, как Мравинский, я думаю, что вот его талант, помноженный на опыт, сделали его таким мастером, которым мы всегда гордились», - подчеркнул дирижер Антон Гришанин.

В 2005 году Янсонс получил Грэмми за исполнение тринадцатой симфонии Шостаковича, а за «Евгения Онегина» Чайковского в Амстердамской опере журналисты 60 стран мира назвали его «Лучшим дирижёром 2011 года». Он лауреат премий берлинских, нидерландских, Почётный член Королевской Академии музыки в Лондоне, обладатель Премии Эрнста фон Сименса, которую неофициально называют Нобелевской премией для музыкантов. Дискография маэстро охватывает не только русскую музыку, всю мировую классику.

«Я ничего не делаю искусственно, не вырабатываю какой-то способ завоевать симпатию. Я совершенно убеждён, что дирижёр должен быть на пульте таким, какой он есть в жизни», - подчеркивал он. 

Все, кто хотя бы раз работал с Янсонсом, отмечают не только его огромный талант, но и прекрасные человеческие качества, прежде всего, доброту. А ещё его умение зажечь пламя в музыкантах.

Почти всю жизнь один из самых выдающихся дирижёров современности прожил в Санкт-Петербурге. Называл себя дирижером петербургской школы, которую считал лучшей в мире. Маэстро и сам обучал всё новые поколения, работал в Петербургской консерватории, где преподавал дирижирование и руководил студенческим симфоническим оркестром. О Марисе Янсонсе говорили, что он «заставлял дышать тончайшие оттенки сложнейших партитур».

Ольга Енина 

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация