17 декабря 2019, 16:42 17 декабря 2019, 17:42 17 декабря 2019, 18:42 17 декабря 2019, 19:42 17 декабря 2019, 20:42 17 декабря 2019, 21:42 17 декабря 2019, 22:42 17 декабря 2019, 23:42 18 декабря 2019, 00:42 18 декабря 2019, 01:42 18 декабря 2019, 02:42

Ртуть отравила атмосферу Земли перед падением астероида, убившего динозавров

Учёные много десятилетий спорят о причинах вымирания ужасных доисторических ящеров. Как показало новое исследование, в эпоху их гибели действовал не учтённый ранее смертоносный фактор. Речь идёт о масштабных выбросах ртути и одновременно об изменении климата. То и другое произошло в результате масштабных извержений вулканов в нынешней Индии.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Причина вымирания динозавров остаётся предметом дискуссий. Одни учёные уверены, что всему виной падение астероида. Другие указывают на тот палеонтологический факт, что разнообразие динозавров плавно сокращалось задолго до этого события, и к моменту космического катаклизма на Земле существовало лишь несколько видов этих существ.

Возможно, что к гибели гигантских рептилий привёл не один фактор. И, похоже, специалисты нашли новый элемент смертоносной мозаики.

Раковины из разных уголков мира содержали очень большое количество ртути.

Речь идёт о массовых вулканических извержениях, образовавших Деканские траппы. Большая их часть пришлась на миллион лет, предшествующий падению астероида, случившемуся 66 миллионов лет назад.

Как известно, именно вулканы – крупнейший в природе поставщик ртути, этого смертельного яда. Учёные измерили концентрацию опасного металла в раковинах тех времён, собранных в Антарктиде, США, Аргентине, Индии, Египте, Ливии и Швеции. И оказалось, что по всему миру "домики" моллюсков имели повышенное содержание ртути. Оно сопоставимо с загрязнением на месте экологической катастрофы в Южной Вирджинии (США), где воды отравлены по вине человека.

"В этом современном регионе людям запрещено ловить рыбу из-за высокого содержания в ней ртути. Только представьте себе воздействие на окружающую среду глобального загрязнения ртутью такого уровня на протяжении десятков и сотен тысяч лет", – говорит соавтор статьи Сьерра Петерсен (Sierra Petersen) из Мичиганского университета.

Образцы сохранили следы как выбросов ртути, так и потепления.

Выброс яда, похоже, сопровождался изменением климата. Эксперты проанализировали изотопный состав углерода в тех же раковинах и обнаружили, что они формировались в необычно тёплой воде. Потепление могло быть вызвано колоссальными выбросами углекислого газа в тех же извержениях.

Авторы придают большое значение тому факту, что одни и те же образцы несут следы как химического, так и климатического воздействия на биосферу.

"[Ранее] ртутные аномалии были зафиксированы в осадочных породах, но никогда в раковинах. Возможность воссоздать как климат, так и индикатор вулканизма по одним и тех же материалам помогает нам избежать множества проблем, связанных с относительными датировками", – объясняет Петерсен.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что смертоносный металл мог сыграть свою роль в ещё одном массовом вымирании. Между тем отравление ртутью грозит всему живому и сейчас в связи с глобальным потеплением.