Выберите регион

Смотрим на

К 120-летию публикации романа Л. Н. Толстого «Воскресение»

Это произведение повлияло на жизнь самого писателя, на русскую литературу и даже на реформу российской тюремной системы.

23-го декабря 1899-го года в журнале «Нива» была опубликована последняя глава романа Льва Толстого «Воскресение». Это произведение повлияло на жизнь самого писателя, на русскую литературу и даже на реформу российской тюремной системы.

Работая над романом, Лев Толстой не раз посещал Бутырку. Здесь и сегодня сохранилась с конца XIX века та дверь, которая вела в одну из самых известных тюрем Российской империи.

«На конец XIX века Бутырская тюрьма — это тюрьма особая. На тот момент она уже не имела статуса губернской тюрьмы, она была центральной пересыльной тюрьмой», — рассказал заместитель начальника ФКУ ЦОУВР ФСИН России Владимир Лебедев.

Редкий случай — рисунок самого Толстого на обороте корректуры. Острог, тюремные ворота — похоже на Бутырку. Писатель провел колоссальную работу по изучению фактического материала. Сегодня весь архив хранится в стальной комнате музея Льва Толстого.

«Рукописный фонд романа "Воскресение" — 7044 листа. В печатном виде, в эталонном издании, 444 страницы занимает текст "Воскресения", — отметила заслуженный работник культуры РФ, хранитель рукописей фонда Л. Н. Толстого «Стальная комната» Татьяна Никифорова.

Согласно записям, первый визит Льва Толстого в Бутырку состоялся 22 марта 1895 года. Храм Покрова Пресвятой Богородицы — одно из старейших сооружений Бутырского замка, он был построен в XVIII веке.

«Четыре корпуса, как лучи, сходились к церкви и арестанты могли непосредственно из камеры попадать на богослужение. И это та самая Покровская церковь, которая была, скорее всего, описана в романе «Воскресение», — предполагает Владимир Лебедев.

В этом корпусе в XIX веке находились одиночные камеры. На петлях были закреплены половики, покрывавшие лестницу. В одиночном корпусе тюрьмы должна была царить тишина. Толстой детально изучил быт заключенных, распорядок дня, и даже форму одежды надзирателей. «Запертые люди показывались как дикие звери», — напишет он в романе.

«А чтобы увидеть это и понять, это надо духовно воскреснуть. Человек увидит это, когда он станет другим. Также и общество, это к обществу относится. Это потому, что оно на очень низком духовном уровне. Ему нужно воскреснуть, как воскрес Нехлюдов. Когда он воскрес, он и увидел все это», — говорит историк литературы Владимир Линков.

На иллюстрации Леонида Пастернака к роману «Воскресение» — общая камера на 24 человека. В такой сидела Катюша Маслова.

Экранизация Михаила Швейцера вышла на экран в 1960 году, к 50-летию со дня смерти Толстого. Тюремные сцены режиссер снимал не на натуре, в павильоне «Мосфильма». Это ясно из сценария, который хранится в архиве. Здесь же альбом с фотопробами на роль Катюши Масловой.

«По этим фотопробам было видно, знает режиссер, кого он хочет видеть на роль или нет. Или он ищет. Это очень видно», — вспоминает заведующая объединенного архива Мосфильма Римма Карпова.

Для многих выбор Михаила Швейцера казался парадоксальным. На роль пробовались знаменитые актрисы, уже заслужившие признание публики. А он отдал предпочтение никому не известной студентке ВГИКа Тамаре Семиной.

«Весь ВГИК меня поздравлял, на факультетах отменились занятия, как космонавта меня встречали, это было потрясающе. И первая рецензия была напечатана в студенческой газеточке: "Катюши Масловой страдания исторгнули
из нас рыдания, и все бы классики рыдали, когда б сидели в кинозале", — рассказала актриса Тамара Семина.

Читатели журнала «Советский экран» признают Семину лучшей актрисой 1961 года. Сама Тамара Петровна вспоминает о съемках как о «двух годах каторги и невероятного восторга». 

«Мы сюда вот приехали, Коммунистический переулок. И вся группа и страна, это 60-е годы... И проход каторжан по Коммунистическому переулку. Как это все символично. Представляешь? Изгнанники идут!», — поделилась воспоминаниями актриса.

Ссыльных осужденных Толстой сопроводил из Бутырки до Нижегородского вокзала. Дальнейший маршрут он написал по сведениям, полученным от надзирателя тюрьмы. Более пяти тысяч верст по железной дороге, гужевым транспортом, пешком. В век прогресса появилось и еще одно новшество — пароходы, тянувшие баржи с арестантами по рекам.

«Примерно на такой барже должны были перевезти Екатерину Маслову и всех членов ее партии», — рассказал заместитель начальника ФКУ ЦОУВР ФСИН России Владимир Лебедев.

Эта модель сегодня — экспонат Центральной экспозиции по истории уголовно-исполнительной системы, которая находится в Бутырке. Здесь же хранится первое издание «Воскресения» — произведения, повлиявшего на реформирование российской тюремной системы. Уже при жизни Толстого отменили наказание плетьми, пожизненную каторгу и вечную ссылку, была введена система условно-досрочного освобождения осужденных. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме