Интернет подставляет своё виртуальное плечо. Театральное, музейное, музыкальное сообщества сообразили мгновенно, что всемирная сеть – это всесильная сеть, пропасть не даст. По крайней мере пропасть из виду, из поля зрения публики. Она же и новая форма выражения, без чего театру, к примеру, и жизни нет, для него это и цель, и средство.
Столичный театр «Школа современной пьесы» оказался в числе тех, кто воспользовался ситуацией особенно быстро и довольно результативно. То, что сделано там, назвали блиц-постановкой. Рождение спектакля по пьесе Карела Чапека «Белая болезнь» мгновенно цифровалось. Елена Ворошилова наблюдала за этим.
В «Школе современной пьесы» спектакли отменили, но репетиции продолжаются. Худрук театра Иосиф Райхельгауз так сейчас здоровается с артистами.
Эпидемия не остановила театральный процесс. Но изменила формат постановки. Когда несколько дней назад, журналист Александр Минкин предложил сделать онлайн-читку пьесы Карела Чапека «Белая болезнь», Райхельгауз сказал да.
«У нас артисты очень творческие, очень живые, готовые к импровизации, к контакту мгновенному», - заявил режиссер.
Актерам худрук четко обьяснил, чего ждет от них в эти дни.
«У нас работа, отпуска нет, можете не целоваться. Потерпите две недели без поцелуев», - попросил он.
Минкин сократил пьесу на треть. Поменял статус почетного зрителя театра на режиссера проекта, на который у него был день. Нехитрый реквизит уместился в саквояже. Артисты после читки получили роли. Вечером работали на камеры.
«Когда я предложил эту постановку, еще не было такой ситуации в Москве, и думали, что сейчас надо как-то постараться и сделать к концу мая премьеру, и вдруг оказалось, что у тебя нет мая, нет апреля, нет даже следующей недели. У тебя есть сегодняшний день», - заявил режиссёр проекта Александр Минкин.
Написав в 37-м году «Белую болезнь», Чапек словно предсказал историю сегодняшней эпидемии, охватившей мир, пришедшей, как и в пьесе, из Китая.
Кажется, что Владимир Шульга читает не роль, а новости. С текстом разбирается на ходу.
«Главное - уловить смысл длинных, сложносочиненных фраз, чтобы было понятно, о чем я здесь впервые говорю», - рассказал народный артист России Владимир Шульга.
Режиссер трансляции Александр Фарсайт заканчивает Щуку. Снимал клипы, но впервые работает в таком формате. Сцены пытается снимать одним дублем, монтаж сделать в рекордные сроки.
«Это самый актуальный материал, который можно вообразить. Поэтому неделя или дней десять на монтаж, и сразу будем выпускать в Интернете», - заявил режиссёр Александр Фарсайт.
Формат блиц-спектакль (так его называют в театре) - новый. Но работают по старому методу Станиславского. С той лишь разницей, что первая застольная читка, она же последняя.
«Я подчеркнула свой текст. Слежу, когда моя картина наступает, я понимаю, с кем я буду ее играть», - объяснила актриса Ольга Гусилетова.
После каждой записанной сцены идет короткое обсуждение следующей, и вот команда мотор.
Актеры, а их 20 человек, работают в ограниченном пространстве. Снимают с трех камер, определяющих границы кадра.
«Интересно произведение Карла Чапека, оно говорит о сегодняшнем дне, и думаю, что оно откликается в каждом человеке присутствующем здесь», - признался актёр Арсений Ветров.
«И вызов в том, что надо продолжать создавать произведения искусства. Пусть это читка, театрализованная читка на экране, но театр продолжает функционировать, и это самое главное, несмотря на такую ситуацию», - заключил актер Илья Быков.
Елена Ворошилова