13 апреля 2020, 12:27 13 апреля 2020, 13:27 13 апреля 2020, 14:27 13 апреля 2020, 15:27 13 апреля 2020, 16:27 13 апреля 2020, 17:27 13 апреля 2020, 18:27 13 апреля 2020, 19:27 13 апреля 2020, 20:27 13 апреля 2020, 21:27 13 апреля 2020, 22:27

Первый день войны

  • Первый день войны
Утром 22 июня 1941 года в газете «Правда» была опубликована заметка о важном достижении советских ученых – завершении строительства циклотрона в Ленинграде. Эту новость должна была узнать вся страна...

22 июня 1941 г., воскресенье (1-й день войны)

Утром 22 июня в газете «Правда» была опубликована заметка о важном достижении советских ученых – завершении строительства циклотрона в Ленинграде. Эту новость должна была узнать вся страна, но она не стала главной. Тираж газеты был отпечатан накануне вечером, и никто не мог себе представить, что утром, 22 июня, начнется война.

В 4 часа 15 минут по московскому времени без объявления войны Германия и ее союзники напали на Советский Союз. Первые удары вражеской авиации пришлись по местам базирования советских самолетов новейших типов, пунктам управления, портам, складам, железнодорожным узлам. Героически принял удар врага гарнизон Брестской крепости. Немцы попытались ворваться в крепость, но были выбиты штыковой атакой. Внезапно оказавшись в тылу врага, отрезанные от страны, защитники крепости держали оборону почти месяц: сражались до последнего патрона, умирали, но не сдавались. Официальную ноту Германии посол В. Шуленбург вручил наркому В.М. Молотову лишь в 5:30, когда немецкие колонны уже двигались на восток.Так началась война.

Публикация в «Правде» об успехе советских ученых Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) была посвящена завершению строительства самого крупного в Европе циклотрона. Эта сложнейшая научная установка – ускоритель частиц – была необходима физикам для изучения ядерных реакций. Серьезный фундамент в области ядерных исследований был заложен в СССР ещё в 1930- е годы, что в дальнейшем сыграло решающую роль в развитии советского атомного проекта.

Строительством и пуском циклотрона для ЛФТИ руководил Игорь Курчатов – молодой ученый, сотрудник института. Он возглавлял новое научное направление в ЛФТИ – ядерная физика.

Фото: И.В. Курчатов с аспирантом М.Г. Мещеряковым на циклотроне в Радиевом институте. 1935 г. Источник: Архив НИЦ КИ

Решение о строительстве мощного циклотрона ЛФТИ было принято в 1939 г., а осенью уже приступили к работам.

Фото: И.В. Курчатов (слева) на строительстве циклотрона. Справа в центре -Абрам Фёдорович Иоффе. 1939 г. Источник: Архив НИЦ КИ.

Начиная с 1940 г., И.В. Курчатов был полностью вовлечен в процесс создания циклотрона ЛФТИ. Он был автором проекта и руководил его строительством. Понимая важность этой научной установки для будущих исследований, Курчатов оперативно решал все возникавшие проблемы, даже нашел необходимый для питания обмоток магнита мотор-генератор мощностью 100 кВт и дефицитные строительные материалы.

Фото: Директор ЛФТИ профессор А.Ф. Иоффе и его ученики А.И. Алиханов и И.В. Курчатов в ЛФТИ, 1933 г. Источник: Архив НИЦ КИ

Из воспоминаний академика Анатолия Петровича Александрова о работе с Курчатовым в ЛФТИ:

«Курчатов славился среди нас своими организаторскими талантами. Мы называли его «Генерал». При любой возможности он начинал что-то организовывать, требовал, чтобы все выполняли все, что обещали… он сразу фактически возглавил всю группу ядерных лабораторий,…начал трудиться над циклотроном Физтеха».

Одна из главных черт Курчатова как ученого и организатора науки – умение находить аргументы в пользу дела, отделять главное от второстепенных задач. Пройдут годы, имя Курчатова станет легендой отечественной науки, а главный его жизненный принцип – девизом для новых поколений ученых: «В любом деле важно определить приоритеты. Иначе второстепенное, хотя и нужное, отнимет все силы и не даст дойти до главного».

(См. публикацию об И.В. Курчатове в рубрике #ГеройДня)

В следующих статьях мы продолжим рассказ о судьбе ядерной физики в военное время, о том, что делали ученые в блокадном Ленинграде, как, когда и зачем циклотрон вывезли по Шлиссельбургской трассе – Дороге жизни.

Источники:

Официальный сайт НИЦ «Курчатовский институт»: http://www.nrcki.ru/

Хронограф Великой Отечественной Войны: https://encyclopedia.mil.ru/files/morf/VoV_Vol12_Khronograf.pdf

Гринберг А.П., Френкель В.Я. Игорь Васильевич Курчатов в Физико-техническом институте (1925-1943 гг.). – Ленинград: Наука, 1984. – 181 с.

Атомный проект СССР: документы и материалы : [в 3 т.] / Под общ. ред. Л. Д. Рябева. — 1998—2010.Т. 1. 1938—1945. Часть 1 / М-во Рос. Федерации по атом. энергии; Рос. акад. наук; [сост.: Л. И. Кудинова (отв. сост.), Г. С. Синицына, Н. М. Осипова]. — М.: Наука. Физматлит, 1998. — 432 с.

А.П. Александров. Годы с Курчатовым. Из книги: Курчатов в жизни. Письма, документы, воспоминания. Автор-составитель Р.В. Кузнецова.-М.: РНЦ «Курчатовский институт», 2007.- 229 с.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация