22 апреля 2020, 11:50 22 апреля 2020, 12:50 22 апреля 2020, 13:50 22 апреля 2020, 14:50 22 апреля 2020, 15:50 22 апреля 2020, 16:50 22 апреля 2020, 17:50 22 апреля 2020, 18:50 22 апреля 2020, 19:50 22 апреля 2020, 20:50 22 апреля 2020, 21:50

Устранить эффект резонанса

  • Устранить эффект резонанса
Группа ученых ЛФТИ продолжала работу и в блокадном Ленинграде. Одно из оборонных заданий они выполняли прямо на льду Ладоги…

8 сентября, понедельник (79-й день войны)

Немцы захватили Шлиссельбург, полностью блокировав город с суши. С севера – войска Финляндии, которая вступила в войну с СССР 29 июня 1941 года. Кольцо блокады замкнулось. 872 дня город будет бороться за жизнь, но ни ежедневные бомбардировки, ни страшный голод не сломят его жителей. В окружении оказались Балтийский флот, войска Ленинградского фронта (более 500 тысяч человек) и около трёх миллионов мирных жителей. Сообщение с городом сохранялось только по воздуху и Ладожскому озеру, обстреливаемому вражеской артиллерией и авиацией.

В блокадном Ленинграде продолжала работать группа под руководством Павла Павловича Кобеко, который возглавил оставшийся в городе коллектив ЛФТИ.

На заводе «Севкабель» под руководством П.П. Кобеко было налажено серийное производство нового изоляционного материала – «эскапона». Его название придумал сам ученый, соединив букву «Эс» – начальную букву материала, из которого был сделан эбонитоподобный продукт (синтетический каучук), букву «Ка» – первую букву своей фамилии «Кобеко, и «ПОН» – начало фамилии Пономарева (коллеги П.П. Кобеко). Дефицитный материал, который раньше покупали за границей, использовался в изоляции высокочастотного кабеля военной техники. Его ждали зенитчики, защищавшие небо над городом. В годы блокады ученый создал средства защиты самолетов от оледенения, а для их двигателей предложил новые морозоустойчивые смазки.

Коллеги вспоминали, что «Павел Павлович был для всех остальных как огонь, от которого замерзшие люди впитывают тепло… Он делил с товарищами все лишения, не позволяя себе ни малейшей привилегии: все всем поровну — и тяжелый труд, и блокадная пища». Им была создана и жизненно важная технология получения льняного масла из олифы. Ученые обнаружили в здании ЛФТИ ведра с краской, которая была закуплена для ремонта. Они сумели очистить олифу от солей свинца и довести ее до состояния, пригодного для употребления в пищу. Технология была внедрена на предприятиях города и спасла жизни многих блокадников.

Важным вкладом группы П.П. Кобеко в спасение жизни блокадников стала работа на Дороге жизни – магистрали через Ладожское озеро. По поручению командования ленинградского фронта ученые проводили исследования ладожского льда. С учетом их рекомендаций выбирался маршрут и скорость передвижения по Дороге жизни.

Фото: Через Ладогу. Рисунок сотрудника НИЦ «Курчатовский институт» Березина А.А. Источник: Архив НИЦ КИ

Адриан Алексеевич Березин в годы Великой Отечественной войны служил на Ленинградском фронте в частях Ленинградской армии ПВО. Сюжеты многих его работ — воспоминания и впечатления военных лет. После войны А.А. Березин много лет работал в Курчатовском институте (подробнее о нем читайте в рубрике #ГеройДня).

Когда по трассе началось первое движение, возникла проблема: часто машины уходили под лед без видимых причин. Ученым предстояло в короткие сроки провести исследование ледяного покрова Ладожского озера, причем выполнять задачу приходилось под вражеским огнем. Предположив, что причина аварий – эффект резонанса, П.П. Кобеко создал методику изучения льда и предложил прибор («прогибограф»), который мог регистрировать колебания. Н.М. Рейнов придумал его конструкцию, а сборку из подручных материалов выполнил Ф.И. Марей. Для станины прибора использовали чугунный фрагмент паркового ограждения, в ход пошли и детали старых телеграфных аппаратов, которые взяли из здания Главного почтамта.

Ученым для подтверждения догадки о причинах резонанса было необходимо провести эксперимент на льду Ладожского озера. В нескольких местах трассы сделали проруби и установили возле них приборы. Работали под постоянным вражеским огнем, многих ранило. Ученые, стоя у лунок с линейками и секундомерами, фиксировали время, за которое волна доходила от одной лунки до другой, чтобы вычислить скорость и длину волны от проходящей машины. Расчеты показали, что колебания льда напрямую связаны со скоростью передвижения машины по трассе. Эффект резонанса возникал при скорости 35 км/час и при обгонах: волны накладывались друг на друга, и лед моментально ломался. Расчеты ученых помогли не только составить график движения по Ладоге, но и подготовить наступление по льду Финского залива в январе 1944 г.

Источники:

Официальный сайт НИЦ «Курчатовский институт»: http://www.nrcki.ru/

Хронограф Великой Отечественной Войны: https://encyclopedia.mil.ru/files/morf/VoV_Vol12_Khronograf.pdf

Атомный проект СССР: документы и материалы : [в 3 т.] / Под общ. ред. Л. Д. Рябева. — 1998—2010.Т. 1. 1938—1945. Часть 1 / М-во Рос. Федерации по атом. энергии; Рос. акад. наук; [сост.: Л. И. Кудинова (отв. сост.), Г. С. Синицына, Н. М. Осипова]. — М.: Наука. Физматлит, 1998. — 432 с.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация