27 апреля 2020, 12:30 27 апреля 2020, 13:30 27 апреля 2020, 14:30 27 апреля 2020, 15:30 27 апреля 2020, 16:30 27 апреля 2020, 17:30 27 апреля 2020, 18:30 27 апреля 2020, 19:30 27 апреля 2020, 20:30 27 апреля 2020, 21:30 27 апреля 2020, 22:30

По графику военного времени

  • По графику военного времени
Научные коллективы Москвы и Ленинграда, эвакуированные в Казань, приступили к исследованиям. О том, как жили и в каких условиях трудились в те годы ученые-физики, читайте в статье.

8 января 1942 года, четверг (201-й день войны)

8 января – начало Ржевского кровопролитного сражения войск Западного и Калининского фронтов против группы гитлеровских армий «Центр». Битва складывалась из четырех самостоятельных наступательных операций: первая – в январе–апреле 1942 г. (Ржевско-Вяземская), вторая – в августе (Ржевско-Сычевская), третья – в декабре (Ржевско-Сычевская) и четвертая – в марте 1943 г. (Ржевско-Вяземская). По официальным данным, в боях под Ржевом погибли более миллиона советских солдат и офицеров.

Пока на фронте шли ожесточенные бои, ученые Ленинграда и Москвы, работая в Казани, спешили закончить оборонные разработки. Только в ЛФТИ было создано 10 научных групп по различным тематикам. Ученые, как и вся страна, работали и жили по графику военного времени. Дирекция и часть лабораторий разместились на втором этаже Казанского университета.

Там же находились и лаборатории Института физических проблем и Физического института им. П.Н. Лебедева. Нескольким лабораториям ЛФТИ и Радиевого института были отведены помещения в центральной части здания университета, в экспозиции Этнографического музея. Застекленные шкафы, в которых были выставлены орудия труда, копья, луки и стрелы индейцев Северной Америки и народов Африки, служили перегородками между лабораториями.

Работали по 12-14 часов в сутки, без нужного оборудования, часто без электрического освещения. Когда пропадал свет, зажигали свечи, «плошки на два фитиля с воском или керосином». Не хватало воды. Помещения отапливались дровами, которых было мало. В институте были созданы «научные бригады» по разгрузке угля, заготовке и доставке дров. Их возглавляли Ю.Б. Харитон, Л.А. Арцимович, Б.П. Александров, Б.М. Гохберг. Эти работы выполнялись поочередно – от младшего научного сотрудника до директора института. Члены семей выезжали на колхозные и земляные работы, несли ночные дежурства во дворах.

Продукты на рынке стоили дорого: банка рыбных консервов и кубометр дров одинаково – по 200 рублей. Везло, когда удавалось обменять на рынке вещи на что-нибудь съестное. В пищу шло все, что можно было съесть, в том числе и ракушки.

Лаборатории ЛФТИ уже работали на полную мощность. На втором этаже университета в одной из комнат был кабинет Абрама Федоровича Иоффе. Правая сторона коридора была перегорожена фанерными стенками и шкафами; за ними располагались канцелярия и бухгалтерия, а напротив входной двери, сразу за столом дежурного вахтера, был сооружен фанерный домик, из большого окна которого отпускали по карточкам хлеб для сотрудников института. В январские дни 1942 г. трудности быта отошли на второй план: радио и газеты приносили радостные вести о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.

Усталость от напряженной работы на флоте в течение многих месяцев, резкая смена климата, не по сезону легкая одежда – все это привело к тому, что на следующий день по приезде в Казань Курчатов заболел тяжелой формой воспаления легких. О возвращении к работе на флоте, куда вновь были направлены его коллеги, не могло быть и речи. А.П. Александров и В.Р. Регель вскоре были посланы на Волгу, в Сталинград, А.Р. Регель и Н.В. Федоренко – на Дальний Восток, В.М. Тучкевич – в Заполярье.

В Казани возобновились заседания Ученого совета ЛФТИ. Обсуждались текущие дела института, планы работ, в том числе оборонных, проходили защиты диссертаций. Стенограммы тех лет свидетельствуют, что в эти годы в Казани были выполнены выдающиеся работы: докторские диссертации С.В. Вонсовского, Б.П. Константинова, А.Б. Мигдала, Л.Л. Мясникова, В.С. Шура. На заседания ЛФТИ приходили П.Л. Капица, И.Е. Тамм, В.А. Фок и другие известные ученые. После выздоровления Игоря Васильевича ждала работа в новой лаборатории.

 

Источники:

Хронограф Великой Отечественной Войны: https://encyclopedia.mil.ru/files/morf/VoV_Vol12_Khronograf.pdf

Гринберг А.П., Френкель В.Я. Игорь Васильевич Курчатов в Физико-техническом институте (1925-1943 гг.). – Ленинград: Наука, 1984. – 181 с.

Атомный проект СССР: документы и материалы : [в 3 т.] / Под общ. ред. Л. Д. Рябева. — 1998—2010.Т. 1. 1938—1945. Часть 1 / М-во Рос. Федерации по атом. энергии; Рос. акад. наук; [сост.: Л. И. Кудинова (отв. сост.), Г. С. Синицына, Н. М. Осипова]. — М.: Наука. Физматлит, 1998. — 432 с.

Кузнецова Р.В. Курчатов. М.: Молодая гвардия, 2017. 432 с.

Курчатов в жизни: письма, документы, воспоминания / автор-сост. Р.В. Кузнецова. М., 2007. 624 с.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация