30 июля 2020, 09:41 30 июля 2020, 10:41 30 июля 2020, 11:41 30 июля 2020, 12:41 30 июля 2020, 13:41 30 июля 2020, 14:41 30 июля 2020, 15:41 30 июля 2020, 16:41 30 июля 2020, 17:41 30 июля 2020, 18:41 30 июля 2020, 19:41

Землепользователь Курчатов: организация работы

  • Землепользователь Курчатов: организация работы
Весной 1944 года постановлениями ГКО И.В. Курчатову было предоставлено право возвращать с фронта квалифицированных специалистов. Штат Лаборатории № 2 постепенно расширялся, ученые осваивали новую территорию...


Весной 1944 года постановлениями ГКО И.В. Курчатову было предоставлено право возвращать с фронта квалифицированных специалистов. Штат Лаборатории № 2 постепенно расширялся, ученые осваивали новую территорию...

Летом 1944 развернулась Белорусская стратегическая наступательная операция (23 июня — 29 августа 1944 года) с кодовым названием «Багратион», ставшая примером военного искусства. 3 июля танки 5-й гвардейской танковой армии и 1-го гвардейского танкового корпуса освободили столицу Советской Белоруссии. Сегодня этот день празднуется как День независимости Республики Беларусь. В июле 1944 года советские войска освободили Барановичи, Молодечно, столицу Советской Литвы — Вильнюс. Затем они устремились к Лиде, Гродно, Бресту. Вскоре и эти города были освобождены. Советские войска вступили на территорию Польши, подошли к Висле и в нескольких местах с ходу форсировали её. Красная Армия нанесла удар, вектор которого был направлен к центру германского нацизма — на Берлин.

Весной 1944 года особыми постановлениями ГКО И. В. Курчатову было предоставлено право возвращать с фронта квалифицированных специалистов. Штат Лаборатории № 2 постепенно расширялся, на работу были зачислены демобилизованные с фронта физики и инженеры. Где жили сотрудники, по какому распорядку работали, и как ученые осваивали новую территорию Лаборатории № 2 — об этом далее.


Из распоряжения И. В. Курчатова о демобилизации из армии и освобождении от призыва специалистов и рабочих.
Источник: Архив НИЦ КИ


В 1944 году Лаборатория № 2 переехала на северо-запад Москвы в Покровское-Стрешнево. Территория, которую предоставили ученым, была обширным полем. В 1930-е годы здесь планировали разместить Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). На обширном участке было построено несколько отдельно стоящих зданий, которые в спешном порядке пришлось приспосабливать под жилье, лаборатории и мастерские. Жилым домом для сотрудников стало здание, которое было построено для ВИЭМ в центре участка. Оно с 1944 года называется «главным».


Эскиз генерального плана участка Лаборатории № 2 Академии Наук СССР.
Источник: Архив НИЦ КИ


Михаил Исаакович Певзнер, который был отозван с фронта в 1944 году и зачислен в штат Лаборатории № 2, вспоминал: «Посреди голого пустыря — единственное трехэтажное кирпичное здание, позже названное „красным домом“. После оштукатуривания лет шесть спустя здание стали называть с сомнительным шепотом „желтым домом“, пока, наконец, за ним не укоренилось название „главное здание“».

Порядок работы Лаборатории № 2 был утвержден распоряжением И. В. Курчатова 9 мая 1944 года: «Время работы сотрудников Лаборатории № 2 с 9 часов до 6 часов вечера с обеденным перерывом на 1 час. Для научных сотрудников Лаборатории начало работы установить с 10 часов утра. С 10 мая завести регистрацию явки и ухода сотрудников Лаборатории, и о всех случаях нарушения ежедневно доносить мне рапортом. Впредь до организации собственной столовой типа столовой Дома ученых разрешить выезд на обед в Дом ученых в 17 ч. 30 мин».


Распоряжение И. В. Курчатова о режиме работы сотрудников.
Источник: Архив НИЦ КИ


Неподалеку от основной территории находился ещё один участок, где было расположено двухэтажное здание столовой. В Распоряжении И. В. Курчатова она именуется «столовой Дома ученых». Здание также находилось на бывшей территории ВИЭМ, которое передали в 1944 г. Лаборатории № 2. Впоследствии столовая станет знаменитым Курчатовским клубом (ныне — Дом ученых имени академика А. П. Александрова НИЦ «Курчатовский институт»), а его новый архитектурный облик создаст знаменитый зодчий А. В. Щусев (об истории его строительства и роли в формировании культуры «оттепели» читайте в будущих публикациях).

«В числе научных сотрудников, которые работали рядом, в Главном здании, где практически все и жили, были: Б. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, С. Л. Соболев, И. К. Кикоин, Л. А. Арцимович и другие, — писал Владимир Иосифович Меркин, зачисленный работу в Лабораторию № 2 в 1944 году, — По субботам начал действовать интересный научный семинар, на который съезжались многие известные ученые: Фок, Ландау, Капица, Тамм, Векслер, Харитон, Зельдович; появилась научная молодежь — Мигдал, Владимирский, Грошев, Гуревич и еще ряд сотрудников. Семинар неизменно вел И. В. Курчатов».

Участок, выделенный Лаборатории, необходимо было юридически оформить. И. В. Курчатов написал главному архитектору Москвы Д. Н. Чечулину 14 марта 1944 года И. В. Курчатов письмо, в котором попросил установить границы территории, необходимые «для обеспечения сохранения секретности работ».


Письмо главному архитектору Москвы Д. Н. Чечулину от И. В. Курчатова.
14 марта 1944 года. Источник: Архив НИЦ КИ


Акт города Москвы о передаче земельного участка Лаборатории № 2 был составлен 21 июля 1944 г. на имя руководителя, который значился, как «Землепользователь Курчатов». В соответствии с правилами застройки Отдел городских земель Мосгорисполкома предоставил земельный участок землепользователю для строительства и дальнейшей эксплуатации. Землепользователь же был обязан содержать в должном порядке и чистоте как сам участок, так и прилегающие к нему улицы и проезды, провести инвентаризацию всех зеленых насаждений, устроить тротуары, произвести посадку зеленых насаждений. Вслед за первым актом появился второй. И. В. Курчатов стал крупным землепользователем. В его распоряжении находился участок 126,9 га, в том числе сосновая роща около 2 га. К акту приложена инвентаризационная ведомость лесонасаждений с номером каждого дерева и его краткой характеристикой.

О процедуре оформления обширной территории в своих воспоминаниях рассказал И. И. Саблин, работавший в отделе капитального строительства Лаборатории № 2: «Огромный участок, разделенный оврагом на две части, представлял собой чистое поле... Вот и встал перед Курчатовым вопрос: как выполнить требования акта землепользования, чтобы закрепить за собой отведенную территорию и превратить пустырь в парк. Но зеленые насаждения нужны не только для формального выполнения требований отдела городских земель столицы. Они нужны для архитектурного ансамбля, для предохранения территории от шума и пыли, снижения скорости ветра и поглощения солнечных лучей. Как же окультурить малопригодную для растительности землю? Кто произведет посадку деревьев? Озеленением, как правило, занимаются строители. Им включается в смету специальный раздел — благоустройство.

У строителей, так же как и в любой другой отрасли производства, существует технологическая последовательность. Они не могут заниматься зелеными насаждениями, пока не построены здания и не проложены подземные коммуникации. Курчатов не имел возможности быстро представить строителям комплексный проект с подземными коммуникациями и дорогами — еще не было опыта сооружения подобных объектов. Те, кто начинал строить институт, мне могут возразить: у нас имелось разрешение правительства строить по единичным расценкам без утвержденных проектов и смет.

Но заставить строителей выполнять работы вообще без проектов — такого права нам никто не давал. При содействии своих помощников Курчатов нашел правильный выход из положения. Он отказался от услуг строителей и взял на себя разработку проектов благоустройства и озеленения. Но не так просто справиться своими силами с большим объемом работ. Один за другим вставали новые вопросы. С чего начинать? За счет каких средств выполнять работы? Пока продолжалась война, затраты на капитальное строительство в стране находились под строгим контролем. Курчатов тратил народные средства на решение только первоочередных задач, тех, где достижения науки были близки к внедрению в производство. От расходов на зеленые насаждения он пока отказался».


«Землепользователь» И. В. Курчатов.
Источник: Архив НИЦ КИ


«Весной 1944 г. директор разрешил на участке, отведенном для строительства и озеленения, посадить картошку. Оказалось, что научные сотрудники, инженерно-технический персонал и рабочие не прочь были пополнить оскудевшие (за годы войны) продовольственные запасы. Набралось несколько десятков огородников, каждый получил делянку.

На стрельбище пришли люди с лопатами. Пустырь, усеянный пулями, начал преображаться в картофельное поле. Работа шла дружно. Огородники привлекли к обработке своих угодий и родственников. Наиболее заботливые хозяева на свои грядки привозили навоз, торф, растительный грунт. Выращивали, кроме картофеля, огурцы, помидоры, редис. Обработкой земли занимались не только рабочие и служащие, дружно взялись за дело и научные сотрудники, ближайшие помощники И. В. Курчатова, ... известные физики Г. Я. Щепкин, Д. В. Тимошук, И. Н. Головин, С. А. Баранов, И. И. Гуревич и многие другие. Был огород и y Курчатовых».


Источник: Архив НИЦ КИ

Источники:
Атомный проект СССР: документы и материалы: [в 3 т.] / Под общ. ред. Л. Д. Рябева. — 1998–2010. Т. 1. 1938–1945. Часть 2 / М-во Рос. Федерации по атом. энергии; Рос. акад. наук; Гос. науч. центр Рос. Федерации — Физ.-энергет. ин-т им. акад. А. И. Лейпунского; [сост.: Л. И. Кудинова (отв. сост.), Ю. В. Фролов]. — М.: Изд-во МФТИ, 2002. — 800 с. — Справоч. аппарат к чч. 1 и 2 тома 1: с. 583–769.


Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация