Выберите регион

Смотрим на

Единственная в мире мастерская старинных тканей работает в Москве

Единственная в мире мастерская, где создают ткани по технологиям XVIII-XIX веков, работает в Москве на территории Новоспасского монастыря. Там делают обивку, портьеры и покрывала для дворцов и музеев Гатчины, Павловска, Петергофа. Некоторые ткани настолько сложные, что в день изготавливают всего 10 сантиметров. Как устроено производство - узнала Ксения Егорова.

Возможно, первый компьютер так и выглядел, но в Москве 2020-го это больше напоминает машину времени. Станки - конструкции изобретателя Жозефа Жаккара - в таком рабочем состоянии не сохранились даже на его родине, во Франции. Весь цикл производства ткани в этой мастерской - по технологиям XIX столетия. Тысячи нитей, порядок в которых может увидеть только очень опытный мастер.

«Если я сомневаюсь: что за чем, я могу подойти, посмотреть, например, семерка - я уже знаю, что это зеленый цвет, если я вдруг забыла. А так все запоминается», - говорит сотрудница мастерской «Старинные ткани» Лидия Коновалова.

Броше, брокатель, ласе, штоф - названия старинных тканей из уже забытого лексикона. Особая плотность, фактура, узор - нити вручную заправляют в станки, до этого режут картон - своеобразные перфокарты или шаблоны. Они позволяют создавать сложный рисунок. Эскизы XVIII и XIX веков и тщательный анализ исторических образцов - по-настоящему филигранная работа.

Здесь работают только женщины - путь каждой начинался более тридцати лет назад, среди выполненных заказов - ткани для Гатчины, Петергофа, Царского Села. Как средневековые мастера, они остаются без упоминания имен на своих шедеврах.

«Приятно, что наши ткани идут в музей и везде, и весь мир смотрит на нашу работу. Хорошо бы наши подписи или фотографии были, чтобы все знали, кто делает эту работу какими руками», - подчеркнула сотрудница мастерской «Старинные ткани» Марта Грушина.

Зеленый, черный, коричневый, бордо - здесь используются только натуральные красители, причем делают их из вещей, которые мы даже себе представить не можем, - корень морены, ромашка, корень барбариса и кошениль - это такой жучок.

Модные тренды сочетаний века XVIII экскурсовод Гаяне Аветян может перечислять бесконечно. Точный вид и цвет Кускова - как при Екатерине II, в том числе и в тканях, стали восстанавливать уже после Великой Отечественной, но что все эти упомянутые в бумагах цвета значили, и как они могли выглядеть?

«Открыли странные описи, где значится, например, нежно-голубой, травчатый орнамент. Были и сложности: орнамент - а какой орнамент?» - пояснила Гаяне Аветян.

В таком сложном случае обратились в музей ткани за образцами XVIII века, нашли нитку под обойными гвоздями, изучили красители и воссоздали тот самый нежно-голубой, с отливом, травчатый. К таким победам над временем сами мастера относятся спокойно, но есть у них и опасения насчет будущего развития своего дела.

«К нам народу очень мало приходит, может, потому что зарплата небольшая, а работа у нас очень тяжелая. Мне кажется, на такую работу молодежь не пойдет», - добавила Марта Грушина.

Восемь-десять часов на ногах каждый день, но утром они с радостью идут на работу и не забывают мечтать: «В Петергофе хотела бы побывать». 

Парки Петергофа уже открылись, но многие сотрудники пока еще работают удаленно, но нам удалось до них дозвониться.

«Все интерьеры Большого дворца украшены тканями, выполненными в мастерских старинных тканей. От имени музея приглашаю всех сотрудников мастерской посетить нас и посмотреть то великолепие, которое они создавали собственными руками», - подчеркнула сотрудник Петергофа Марина Казнакова. 

Ксения Егорова

Новости культуры  

Читайте также

Видео по теме