Выберите регион

Смотрим на

В музее "Гараж" начала работу Триеннале российского современного искусства

«Красивая ночь всех людей» - такое название получила II Триеннале российского современного искусства, которая открывается в музее «Гараж». На этот раз выбор участников смотра доверили художникам предыдущей выставки. О социальном эксперименте в творческой среде - Юлия Кундрюкова.

В атриуме музея при входе - десятый проект специальной программы «Гаража». Каждый год здесь появляются новые произведения известных мировых авторов. На этот раз посетителей встречает инсталляция «Движущие атмосферы».

Томас Сарасино посвящает свои работы будущему, новой эпохе, когда, по мысли художника, человечество мигрирует в небо на таких воздухоплавательных аппаратах. Это и средство передвижения, и среда обитания.

Первыми инсталляцию увидят посетители Триеннале российского современного искусства. Смотр в этом году проходит под заголовком - «Красивая ночь всех людей». Так называется книга математика Романа Михайлова. Выглядит как блокнот с графическими узорами - «читаются» они спонтанно, без какой-либо системы. То же можно сказать и про выставку. Если в 2017 году для триеннале кураторы отправлялись в экспедиции по городам России, искали работы под единую концепцию, то в этот раз - стихия и хаос, потому что участников выбирали не кураторы, а художники предыдущего смотра.

«Возможность передать свой выбор, разделить с кем-то процесс отбора художников чаще возникает в тех сообществах, где необходимо сцену как-то оживить, подпитать и дать возможность сосуществовать очень разным инициативам», - говорит куратор II Триеннале российского современного искусства Анастасия Митюшина.

Обязательное условие - художник должен раскрыть характер отношений с тем, кого он рекомендует: единомышленник, ученик, родственник или товарищ, как в случае с Антоном Кушаевым. Учился в Троице-Сергиевой лавре на отделении иконописи, расписывает фрески храмов и в то же время создает скульптурно-живописные инсталляции.

«Это и постсоветское, и советская монументалка, и русская икона, фреска. Символистский язык, который для меня складывается в такой странный ребус, который призывает зрителя его разгадать или каким-то образом понять, но, на самом деле, не имеет в себе никаких отгадок», - объяснил Антон Кушаев.

У Аси Заславской тип отношений с рекомендателем обозначен как «любимая художница». Она придумала инсталляцию «Свободное место» во время исследовательской поездки в Грозный. Там на местном кладбище увидела одиноко стоящий ржавый стул - его принесли, чтобы посидеть рядом с могилой и вспомнить ушедшего. Стул стал частью ее работы.

«Здесь стул - метафора отсутствующего человека, двойного молчания или указание на какой-то разговор, который уже не может вестись», - уточнила Ася Заславская.

II Триеннале стала, по сути, социальным экспериментом. Кураторы вынесли на поверхность связи между художниками, галеристами, искусствоведами. Озвучили то, о чем обычно молчат.

«У нас неофициальный девиз этой триеннале - "Коррупция и любовь". И нам показалось, что это очень важно, что художники - это, действительно, коррупция, потому что они так или иначе находятся во взаимодействии. С другой стороны - это большая любовь, потому что только от большой любви ты можешь свое место передать следующему», - рассказал директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Конечно, здесь работают не только личные связи. Некоторые участники предыдущей триеннале продали место на выставке на интернет-аукционе или устроили лотерею. Но в целом, благодаря этому эксперименту, мир современного российского искусства стал немного шире - даже новые имена появились. И хоть делегирование полномочий кураторов - идея не новая, такой вариант организации выставки - неплохой способ узнать, что происходило в искусстве, пока художники творили без зрителей.

Юлия Кундрюкова

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

В Москве задержали участника Pussy Riot Александра Софеева