2 ноября 2020, 20:23 2 ноября 2020, 21:23 2 ноября 2020, 22:23 2 ноября 2020, 23:23 3 ноября 2020, 00:23 3 ноября 2020, 01:23 3 ноября 2020, 02:23 3 ноября 2020, 03:23 3 ноября 2020, 04:23 3 ноября 2020, 05:23 3 ноября 2020, 06:23

105 лет фильму режиссера Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный»

  • 105 лет фильму режиссера Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный»
  • Картинка
    105 лет со дня премьеры фильма «Иван Грозный» с Шаляпиным в главной роли
  • 105 лет фильму режиссера Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный»
В главной роли снялся Федор Шаляпин.


105 лет назад вышел на экраны фильм режиссера Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный». В главной роли снялся Федор Шаляпин.

«Немой Шаляпин»: таким предстал оперный певец перед кинозрителями в 1915 году. Фильм «Царь Иван Васильевич Грозный» вышел на экраны еще до прихода звука в кино. Но легендарного баса это не остановило.

«Он надеялся, что фильм увидят крестьяне, что фильм увидят в отдаленных уголках России, куда голос Шаляпина донестись не может. И вот он хотел себя таким образом показать», — отметил старший искусствовед Госфильмофонда России Сергей Огудов.

Для кинопроизводства фильма Шаляпин и предприниматель Резников специально основали акционерное общество и назвали его первыми буквами своих фамилий — «Ша Рез». Картине прочили международный успех. Такой артист на экране. Тем удивительнее были разгромные отзывы прессы:

— Шаляпин не потрудился изучить кинематографический грим; выступил в театральном и получился на экране мазаным.
— Он не только не потрясает и не изумляет, он даже к концу картины несколько утомляет зрителя. Вся игра его — это какая-то бесконечная гримаса.
— Шаляпин смотрел на кино, как на какой-то «театр для бедных», и за это был жестоко наказан.

«Царь Иван Васильевич Грозный», по сути — экранизация второго и третьего действий оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Образ Грозного, созданный Шаляпиным в 1896 году, стал абсолютной сенсацией. Певец на сцене был неотличим от царя.

«Он сам себя всегда гримировал, он никому не доверял свое лицо и свое тело, когда необходимо было гримировать», — объяснила методист по музейно-образовательной деятельности Музея-усадьбы Ф. Шаляпина Татьяна Шинтарь.

Но вот на съемках фильма он отказался от этого принципа. Над обликом Шаляпина работал знаменитый по тем временам гример Шергалин: отсюда и столь экспрессивные черты, эффектные на сцене, но избыточные на экране. По воспоминаниям, после съемок артист получившуюся маску срезал с лица ножом.

«Шаляпин историю оживил картинностью, позами, жестами, своими невероятными пластическими возможностями, потому что правильно писал Стасов, когда он в опере выступал, это был сплошной ряд великолепных картинных этюдов, этюдов- картин», — вспоминает историк оперы Михаил Мугинштейн.

Режиссер Александр Иванов-Гай не пытался бороться с театральностью, которую привнес в ленту исполнитель главной роли. Сам же Шаляпин старался в деталях воспроизвести мизансцены из спектакля и даже использовал тот же самый реквизит.

«Он металлический с очень красивой рукояткой, украшенный древнерусским орнаментом и он очень весомый, настоящее оружие», — рассказала Татьяна Шинтарь.

Но и это не помогло Федору Ивановичу, он никак не мог привыкнуть к игре на съемочной площадке. В архиве хранятся воспоминания о сложных отношениях режиссера и исполнителя главной роли.

«Во время съемок одной из сцен, Иванов-Гай сказал, что „Ваша игра должна занимать 27 метров вместо 47, для кинематографа это не годится“. На что Шаляпин страшно обиделся и хотел даже покинуть съемочную площадку. Но, к счастью, он этого не сделал, и его уговорили продолжить играть», — рассказал Сергей Огудов.

Премьера, или как писали газеты: венчание на кинематографическое царство Федора Шаляпина состоялась в кинотеатре «Форум». Критики говорили: Великий немой обокрал образ Грозного. На это Шаляпин отвечал жестом действительно артистическим: разворачивал граммофон в окно и включал запись «Былины о царе Иване Васильевиче» в своем собственном исполнении.

«Более всего там хороша финальная сцена в этом фильме. Когда он прощается, выпускает птичку на волю. Очень картинным, милым, очень трогательным жестом. Так что он был не только Грозный, но и весьма трогательный в этой роли», — считает Михаил Мугинштейн.

Именно мелодраматические сцены фильма больше всего оценила публика. Хотя прокат картины получился авантюрным. Недобросовестные дельцы от кинематографа часто звали зрителей... на Шаляпина. Забыв предупредить, что артист не будет лично выступать, а всего лишь предстанет немым на экране. Но несмотря на это своеобразная кинематографическая гастроль Шаляпина удалась.

Станислав Анисимов
Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация