Выберите регион

Смотрим на

Технологии на службе мошенников: клиентов банков "разводят" роботы

Банковские мошенники выдумывают все новые уловки, чтобы получить доступ к данным банковских карт граждан. Опознать их становится все сложнее, а взыскать деньги, снятые ими с карты обманутого, чаще всего не с кого.

Распространенная уловка мошенников – позвонить клиенту того или иного банка от имени службы безопасности и выманить личные данные, дающие доступ к средствам на банковской карте. Как не стать жертвой злоумышленников, которых все сложнее вывести на чистую воду?

"Мне совершил звонок представитель банка, который был автоинформатором. Это был компьютер, и он стал говорить: "Ваша карта будет заблокирована, если вы немедленно не назовете номер этой карты", – рассказала Надежда Михайлова, ставшая жертвой мошенников.

Как тут не поверить! Разве может обманывать беспристрастный банковский робот? Оказывается, да, если это голос, заранее записанный мошенниками. Правда, подозревать это Надежда стала лишь после того, как робот, запросив пароль от карты, попытался переадресовать ее на номер, не имеющий ничего общего с банковским.

"После того, как я выдала бы информацию, мне надо было бы перезвонить по номеру для подтверждения, что, да, ваша карта не заблокирована и вы можете спасть спокойно", – пояснила женщина.

Стоит ли говорить, что окажись Надежда чуть доверчивее и сообщи секретные данные карты роботу или человеку, то исход был бы один – потеря денег и крайне малая вероятность их вернуть даже через суд.

"Пишем исковое заявление, подаем в суд, проходит 3-4 месяца, и данный платеж можно взыскать обратно как безосновательное обогащение. Это так называемый ошибочный платеж. Но это время. Скорее всего, у злоумышленника на счетах уже на второй час этих денег не будет. С кого спросить? Не с кого", – говорит адвокат Игорь Ким.

С одной стороны, человек отчасти сам виноват, что доверился мошенникам и собственноручно отправил средства. Но с учетом масштаба проблемы многие страны с развитой банковской системой уже давно сделали шаг навстречу пострадавшим от мошенничества клиентам.

"В 1974 году в Великобритании был принят специальный акт, который позволяет защищать держателей кредитных карт в случае мошенничества, – рассказала профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова Юлия Финогенова. – По закону, им положен возврат от 100 фунтов стерлингов до 300 тысяч компенсации в рамках неавторизированного мошеннического перевода".

Что касается дебетовых карт, то интересный механизм финансовой самозащиты давно есть в Америке. Там действует система "отмена ошибочных транзакций".

"Два дня есть в Штатах, чтобы отменить любой платеж. За 48 часов ты можешь послать человеку деньги и можешь этот платеж отменить", – поделилась жительница США Алиса Калаганова.

Подобная система может появится и в России в следующем году. Банковское сообщество подготовило законопроект, в соответствии с которым банк по первому требованию пострадавшего может заморозить перевод мошеннику.

"Банковское сообщество предлагает внести изменения в законодательство, которое позволит отправителю платежа, обратившись в кратчайший срок к своему банку, заблокировать денежные средства на счету получателя на срок до 25 рабочих дней", – сообщил начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко.

В течение 25 дней мошенник не сможет снять полученные деньги, а гражданин должен будет доказать, что был введен в заблуждение. Этот механизм сработает только в том случае, если человек сможет оперативно понять (пока деньги еще не ушли со счета злоумышленника), что был обманут. А значит, главным компонентом защиты от мошенничества по-прежнему останутся бдительность и здравый смысл.

Читайте также

Видео по теме