Выберите регион

Смотрим на

Премьера спектакля «Нюрнбергский вальс» прошла во МХАТ имени Горького


В Нюрнберге завершил формирование, окреп и обрёл власть в Германии национал-социализм. Там же, в Нюрнберге, ему был вынесен приговор. Казнили небольшую часть гитлеровской верхушки. Часть мира узнала правду о злодеяниях нацизма. 75 лет прошло. Напоминать миру о злодеяниях приходится повсеместно, регулярно, в любой доступной форме, и средствами искусства, конечно, обязательно.

Искусство, правда, документ в чистом виде, как правило, не использует, придаёт ему художественную окраску. Это не всегда делает документ более убедительным, а произведение выдающимся, но по крайней мере, как это произошло во МХАТе имени Горького, придаёт документальному сообщению признаки искусства. Таковы пьеса и спектакль «Нюрнбергский вальс».

Эта дата — лишь повод. И c каждым годом попыток переписать историю Второй мировой войны становится все больше. Поэтому «Уроки Нюрнберга», главного процесса человечества, актуальны до сих пор.

«Мы не можем не чувствовать связи тех событий с сегодняшним днем. Мы не можем осознавать, что политическая и в каком смысле и культурная архитектура, политический ландшафт Европы сложился под сильнейшим влиянием тех событий. Безусловно это отзывается в наших сердцах», — отметил худрук МХАТ им. Горького Эдуард Бояков.

Международный трибунал длился почти год. На скамье подсудимых — нацисты, руководители гитлеровской Германии. Судьи и обвинители — представители четырёх держав: СССР, США, Великобритании и Франции. На фоне важнейших событий новейшей мировой истории в спектакле разворачивается другая личная — любовь русского разведчика Дениса Славина и белоэмигрантки-переводчицы из Франции Ирины Гагариной. После революции 17 года в Нюрнберге встречаются две России: «красная» и «белая». Два лагеря, которые весь ХХ век не могли найти дороги к примирению, проходят все стадии отношений: от взаимной неприязни к первому интересу и симпатии, а затем к глубокому и сильному чувству.

«Говорят, что сейчас очень много фильмов на военную тематику, спектаклей. Их много быть не может. Кажется, это невозможно. Об это надо продолжать говорить. Об этом нужно говорить в самых разных формах. Настолько ярко, насколько это возможно, чтобы это оставалась в сознании», — считает актриса Елизавета Арзамасова.

Декорации — сумрачные интерьеры знаменитого «зала 600» нюрнбергского Дворца правосудия — оммаж эстетике бюргерского стиля. Он органично перекликаются с деревянной отделкой театра. Четкая геометрия обоих пространств невольно давит и подчиняет. И «четвертая стена» между происходящим на сцене и залом кажется стертой. Зрители здесь, как и тогда, становятся соучастниками исторического судебного процесса.

«Бюргерский стиль, если отстраниться на пространство суда, то оно напоминает такое как бы шкаф, буфет, пышущий сытостью... И мне кажется, бюргеры, такое благополучие, состояние некая сытость в острой форме, которая и привела вот к такому взрыву, то, что называем феноменом фашизма», — предполагает сценограф Дмитрий Разумов.

Смена эпизодов на сцене — почти как в кино. Для режиссера Греты Шушчевичуте такой ход был продиктован не только текстом, но и школой. Она ученица Сергея Соловьева, выпускница ВГИКа. Спектакль «большого стиля» ставит впервые.

Весь спектакль наполнен музыкой Рихарда Вагнера. Любимый композитор Гитлера своим творчеством повлиял на национальную идею Третьего рейха.

«Как говорится в спектакле, нацизм — это „Майн Кампф“, а Вагнер — душа Европы, все-таки войну начали в Европе», — говорит режиссер Грета Шушчевичуте.


Мария Трофимова
Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме