22 ноября 2020, 22:04

К 75-летию Нюрнбергского трибунала в «Геликон-опере» исполнили «Реквием» Верди

  • К 75-летию Нюрнбергского трибунала в «Геликон-опере» исполнили «Реквием» Верди
  • Картинка
    К 75-летию Нюрнбергского трибунала в «Геликон-опере» исполнили «Реквием»
  • К 75-летию Нюрнбергского трибунала в «Геликон-опере» исполнили «Реквием» Верди
В этой постановке бессмертное произведение Джузеппе Верди обрело новое звучание и новый смысл.


В столичной «Геликон-Опере» прошла на этой неделе серия показов спектакля, посвящённого 75-летию Нюрнбергского трибунала. Постановка построена на «Реквиеме» Джузеппе Верди. Выбор, можно сказать, от обратного — заупокойная месса ко дню Суда народов над убийцами. Впрочем, позиция театра не оставляет сомнений в разумности такого выбора. «Геликон» напоминает (я цитирую): «Фиксация злодеяний нацистов проводилась ведь ради главного: недопущения впредь ничего подобного».

В этой постановке бессмертное произведение Джузеппе Верди обрело новое звучание и новый смысл. Это реквием по миллионам жертв Второй мировой войны: солдат и мирных, ни в чем не повинных жителей.

«Реквием» Верди — это заупокойная месса, предназначенная для церковных богослужений. Написана на латыни, но чтобы позволить российскому зрителю вслушаться, и главное, вдуматься, режиссер постановки Сергей Новиков решил сделать свой, адаптированный перевод.

«Здесь нужно максимально приблизиться, с одной стороны, к смыслу этой мессы, с другой стороны, нужно помочь вокалистам и сохранить те фонемы, которые для них важны, особенно в верхней тесситура. Такой, в общем, математический пазл», — объяснил режиссер.

Джузеппе Верди написал свой «Реквием» не столько в литургическом стиле, сколько в оперном. Одни элементы мессы исполняет хор, другие — солисты. Это сильно отличает произведение композитора от канонической духовной музыки.

«Это сложнейшее произведение в смысле техники вокальной, по крайней мере для сопрано. Я считаю, что это даже сложнее оперы», — призналась солистка Геликон-Оперы Ирина Окнина.

Музыка дополняется документальной военной хроникой. На экране — страшные кадры, снятые в блокадном Ленинграде и в Освенциме, и записи узников из личных дневников — тех, кто видел события Второй мировой своими глазами.

«Те видеопроекции, те герои, которые на сцене, они просто абсолютно сливаются с музыкой Верди», — говорит генеральный директор, художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман.

Эту постановку посвятили 75-летию Нюрнбергского процесса, открытого 20 ноября 1945 года.

«75 лет спустя важно всё это помнить. Поскольку, как говорил, если не ошибаюсь, Ключевский, история — это не добрая учительница, а жестокая надзирательница, которая очень сильно наказывает за невыученные уроки», — отметил режиссер Сергей Новиков.


Александра Афанасьева 
Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация