10 декабря 2020, 09:14 10 декабря 2020, 10:14 10 декабря 2020, 11:14 10 декабря 2020, 12:14 10 декабря 2020, 13:14 10 декабря 2020, 14:14 10 декабря 2020, 15:14 10 декабря 2020, 16:14 10 декабря 2020, 17:14 10 декабря 2020, 18:14 10 декабря 2020, 19:14

110 лет назад состоялась выставка русских авангардистов «Бубновый валет»

  • 110 лет назад состоялась выставка русских авангардистов «Бубновый валет»
  • Картинка
     Как общество художников «Бубновый валет» совершило переворот в искусстве?
  • 110 лет назад состоялась выставка русских авангардистов «Бубновый валет»
110 лет назад в русских художественных кругах впервые прозвучало слово «авангардисты».

110 лет назад в русских художественных кругах впервые прозвучало слово «авангардисты». Так Александр Бенуа назвал участников выставки под вызывающим для того времени названием «Бубновый валет». О мастерах, которые навсегда изменили русскую живопись - Анна Аппалонова.

Их начали сравнивать с Матиссом и Сезанном, в то же время - с народными художниками, даже ремесленниками, для которых чем ярче цвет, тем лучше. Как пример - портрет Киркальди Ильи Машкова - молодая особа с невероятным румянцем.

«Он превращает ее в такую матрону, вызывающе яркую даму. Он немножко дразнит публику, сам наслаждается не видом красивого лица, а видом красивой краски. Красота переходит от мотива к ощущению цвета», - сообщила главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

1910 год, в доме Левинсона, где первый этаж занимали торговые площади, разместилась выставка, о которой Малевич потом скажет: «Ее открытие было похоже на взрыв самого сильного вулкана». У абсолютного большинства она вызывала отторжение, причем еще до открытия, когда в газетах появились первые афиши, ведь не может выставка называться «Бубновый валет».

Само название выставки было эпатажным. Отсылало и к азартным играм, и к каторжникам, у которых на спине, на робе, была нашивка "Бубновый туз". Никаких ассоциаций с искусством не возникало, потому что в переводе с разговорного французского такого карточного жаргона, Valet de carreau означало мошенник или плут.

Имя проекту придумал один из самых известных хулиганов русского искусства – Михаил Ларионов. Он и Лентулов, Гончарова, Кончаловский, Машков полностью перевернули взгляд на искусство. И, как того следовало ожидать, тогда их мало кто понял. Один из критиков писал, что побывал в сумасшедшем доме, среди буйных пациентов. Сейчас некоторые из тех бунтарских работ привычны современному зрителю и находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

«Перед нами неизвестная нам молодая женщина, одетая, как одевались тогда нормальные, интеллигентные молодые дамы. Скромная блузка закрытая, темная юбка, довольно спокойная прическа. И кажется, что Машков не доволен этим. Он как народный художник думает, чем бы украсить, как бы расцветить эту скромницу. И он придумывает такие обои, которых, конечно, не было никогда в нормальном, интеллигентном доме московском», - рассказала Ирина Вакар.

Картин на выставке было огромное количество - они висели в 4 ряда, шпалерной развеской. Это был шок - до сих пор такой грубой, чересчур яркой живописи, русские художники не представляли. По сравнению с портретами, к которым привыкла тогдашняя публика, например, Серова, это было абсолютным нарушением вкуса. Бубновалетцы решили разрушить стандарты. Аристарх Лентулов представил на выставке целую серию обнаженных. Позировала, кстати, чаще всего жена - другие натурщицы отказывались, зная, что получатся не очень красивыми.

«Я очень сильно подозреваю, что именно эта картина была одной из тех, которые цензура сняла с выставки, запретила, потому что модель была изображена в неподобающей, неприличной позе», - добавил Ирина Вакар.
Из экспозиции убрали еще несколько работ, среди которых картины Натальи Гончаровой на религиозную тему. Они провисели максимум два дня. А открывалась выставка огромным полотном Ильи Машкова - почти три на два метра, которое хранится в Русском музее – «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского».

«У них стоят там наверху слева книги, где огромными буквами написано "Библия", "Сезанн" и так далее. Это их святыни. А позади них тоже интересный момент - там в овалах натюрморты с цветами. Существует такой рассказ, что на этом месте были изображены их жены. Но жены возмутились и сказали: Нет, не надо. И Машков быстро переписал их на букеты», - сказала Ирина Вакар.

Два культуриста со скрипкой и нотами в руках - это была демонстрация нового типа художника - не бледного эстета, а такого, «кровь с молоком». Из этой выставки потом выросло самое крупное творческое объединение раннего авангарда, которое так и называлось – «Бубновый валет».

Анна Аппалонова


Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация