Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства
Московский музей современного искусства представляет выставку Андрея Гросицкого. Художник сформировал свой язык, главное в котором – соотношение пространства и предмета. Отсюда и название выставки – "Вещность". Анастасия Егорова осмотрела экспозицию.
Старые мясорубки, гири, замки, обломки труб – то, что в обычной жизни называют хламом, художник Андрей Гросицкий коллекционировал, а затем без прикрас изображал на холсте.
"Я думаю, что это очень важная тема эпохи 70-х, 90-х – философия вещи, предмета пожившего, имеющего свою биографию и являющегося слепком души владельца. По большому счету, мы сейчас в зале, где не просто предметы – а портреты хозяев", – рассказал куратор выставки Сергей Хачатуров.
Гросицкий и самих хозяев вещей видел, как некий механизм. К примеру, так изобразил пианиста Святослава Рихтера. "Ощущение , что это завод, механизм, деталь, но при этом какая энергия, какая мощь, какая пластика", – пояснил Сергей Хачатуров.
Гросицкий сформировался в 60-е в кругу художников московского андеграунда. Один из залов своеобразный диалог между классиками неофициального искусства. Свой стиль мастер нашел в начале 70-х. Тогда Гросицкий начал писать манекены, которые создают семьи, страдают от одиночества, примеряют одежду и сюжеты. Предвосхищают превращения металлических вещей в героев. В живописи Гросицкого железные предметы дышат, механизмы поют. Все это напоминает научную фантастику. Космическим ремесленником назвал художника архитектор этой выставки Влад Огай. Он и создал эту Вселенную. Где звезды – это и есть те самые пожившие куски железа.
Предметам Гросицкого часто не хватало полотна. Художник стирал границы между живописью и скульптурой – добавлял картинам рельефа. Опережал свое время – рядом с работами современных художников, его произведения кажутся словно только что созданными.
"Сушилка для тряпок, которая превращается в объект, который превращается в театральный экспонат, при этом это и живопись тоже. То есть абсолютная мимикрия. То же самое у современных художников, которые не хотят нам показать банальность вещи, они с этими банальными вещами работают. Они движутся среди них. Они их привлекают в союзники, как скотч, изоленту", – рассказал Сергей Хачатуров.
Специалисты говорят, Андрей Гросицкий – художник, творивший в стиле киберэстетики компьютерных игр еще до их существования. Он не причислял себя ни к какому направлению. С юмором относился ко всем художественным течениям. Критикам ничего не оставалось, как называть его поэтом. Поэтом вещей.