Выберите регион

Смотрим на

В Музее Щусева – выставка к столетию ВХУТЕМАСа

Экспозиция расскажет о преподавателях архитектурного факультета и их новаторских проектах.

"Иллюминаторы завтрашних городов. ВХУТЕМАС-100. Архитектурный факультет" – новая выставка открылась в Музее имени Щусева. Экспозиция приурочена к 100-летию создания в Москве Высших художественно-технических мастерских и рассказывает о преподавателях архитектурного факультета.

10 лет, которые заложили основу искусства XX века. В течение этого времени в архитектурных мастерских ВХУТЕМАСа рождались идеи, которые и сегодня выглядят свежими и даже опережают время. В начале 1920-х годов студенты уже точно знали, как построить небоскреб – такой хотели воздвигнуть на Лубянской площади. Те проекты, которые удалось воплотить стали жемчужинами авангарда, конструктивизма и неоклассики.

"Архитекторы мнили себя такими демиургами, которые сформируют новую жизнь, новый быт. И именно отсюда идет та смелость проектов и те действительно важные открытия, которые были совершены и которые стали системообразующими для архитектуры в XX веке", – рассказала куратор выставки Полина Стрельцова.

Уникальная система образования во ВХУТЕМАСе рождалась в сотворчестве – как и чему учить студенты и преподаватели придумывали вместе. До того, как разойтись по факультетам, два года все изучали одни и те же дисциплины: графика, пространство, объем и цвет. Вот, например, задание на динамику и ритм. В центре выставки – личности преподавателей и студентов. Профессор Константин Мельников – лидер авангарда в архитектуре – преподает с 1920 года. Его студенты – смело экспериментируют. На выставке впервые за несколько десятков лет можно увидеть чертежи павильона СССР на Международной выставке в Париже. Павильон получил Гран-при за архитектуру. Его же проект – памятник Христофору Колумбу для Доминиканской республики.

"Сверху был резервуар с водой, и там накапливалась вода. В какой-то момент, когда она достигала критической массы, открывался клапан, вода стекала и запускала турбины, которые находятся внизу. Мельников писал – он часто писал о своих проектах – о том, что это может случиться лишь раз в сто лет", – сообщила Полина Стрельцова.

В итоге одобрен был совершенно другой памятник, но эта идея и сегодня выглядит новаторской. Советский ВХУТЕМАС часто сравнивают с немецким Баухаусом – учебным заведением в Германии, которое существовало в эти же годы.

"Вопросы, на которые отвечали студенты и преподаватели ВХУТЕМАСа, это те же вопросы, на которые отвечали преподаватели и студенты Баухауса. Это взрывной рост городов, это новый образ жизни человека, это новое понимание структуры промышленности. Это вопросы, которые перед художниками ставило время. Ход развития цивилизации. Но ответы у нас и у Баухауса были совершенно разные", – отметила директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавета Лихачева.

Наряду с авангардной мастерской Мельникова во ВХУТЕМАСе была мастерская Ивана Жолтовского – неоклассика. Вот, например, его проект Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года – некоторые элементы этой задумки сегодня можно увидеть в Парке Горького. А Сергей Торопов разрабатывал, например, проект реставрации Симонова монастыря. Конечно, многое из идей, рожденных во ВХУТЕМАСе не были реализованы. И все же именно здесь были заложены основы архитектуры XX и XXI веков.

Читайте также

Видео по теме