Выберите регион

Смотрим на

Парные кинозарисовки на Берлинском фестивале

Международный Берлинский кинофестиваль продолжает свою работу.

В основном конкурсе Берлинале показали пять фильмов. Их посмотрела Арина Богдан.

Берлинале продолжается в онлайн формате. И в рамках очередного дня показов можно обнаружить некоторые кинопары. Первая - Грузия vs Венгрия. Грузинский фильм "Что мы видим, когда смотрим на небо?" режиссера Александра Коберидзе. Венгерский - "Я вижу тебя везде" Бенедека Флигауфа. Оба представлены в основном конкурсе. Нахождение параллелей, связей и перекличек между фильмами - одна из интересных задач на любом фестивале. Именно в этом видна работа отборщиков и программных директоров. Итак, что же может быть общего у Грузии и Венгрии? Немало. И дело не только в понятии "взгляд" в названии. Оба фильма - наблюдения, зарисовки. Только грузинская картина больше напоминает сборник этюдов, сделанных для киношколы. А венгерский фильм - вербатим, стремящийся с стиранию границ между реальностью и игровым кино. Живая камера, которая с минимальным количеством монтажных склеек стремительно переводит взгляд с одного говорящего на другого, как бы превращает зрителя в безмолвного свидетеля и соучастника событий.

Атмосфера неизвестности и недосказанность - тоже объединяет две ленты. Только в грузинской эта недосказанность имеет скорее сказочный регистр, а в венгерской, подчеркивает, что реальность позволяет увидеть и услышать только то, что происходит здесь и сейчас, но не более того. Однако главное отличие двух фильмов - основной импульс. "Что мы видим, когда смотрим в небо?" - история о любви, о людях, которые находят друг друга, не смотря ни на что. "Я вижу тебя везде" - история всеобщей ненависти, диалог между жизнью и смертью на грани сумасшествия. Соответственно, аудитория у фильмов будет совершено разная, если вообще будет, ибо чтобы досмотреть и тот, и другой до конца, надо приложить некоторые усилия. Добавлю, что Бенедек Флигауф уже не первый раз в программе Берлинале со своей работой. Причем он не только принимал участие в фестивале, но и увозил с него награды, включая "Серебряного медведя за режиссуру". Александр Коберидзе в этом смысле – темная лошадка. Но он учился в Германии и несколько предыдущих фильмов снимал именно там - небольшой, но интересный штрих.

Еще одна пара – Франция + Франция. Это – "Альбатрос" Ксавье Бовуа и "Маленькая мама" Селин Сьямма. Оба режиссера уже получали награды Канн, и вот сейчас борются за премии Берлинале в основном конкурсе. Удивительным образом, фильмы не только из одной страны, но и оказались очень созвучны. Они оба посвящены осознанию того, что такое смерть, опыту очень близкого контакта с ней и возможности освободиться от чувства вины и страха. В "Альбатросе" полицейский винит себя в том, что не только не смог спасти соседа-фермера, но и стал причиной его гибели. В "Маленькой маме" девочку беспокоит мысль, что она не успела как надо попрощаться с бабушкой. У каждого из них свой путь, но еще одно совпадение в том, что путь этот лежит через контакт с природой. Уже само название "Альбатрос" отсылает нас к морю. А в случае с девочкой на помощь призван лес. И там, и там одиночество способно породить неожиданные встречи. Ощущение от обоих фильмов тоже примерно одинаковое – мягко говоря, обошлось без больших открытий и потрясений. Но, вот исполнитель главной роли в "Альбатросе" - Жереми Ренье, знакомый зрителям в первую очередь по фильму братьев Дарденн "Дитя", а также другим картинам бельгийских кинематографистов, на сегодняшний день, пожалуй, самый возможный претендент на "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль.

Без пары, но в группе фильмов-набросков стоит "Вступление" южнокорейского режиссера Хон Сан-су, также представленное в основном конкурсе. Год назад Хон Сан-су получил "Серебряного медведя" Берлинале за режиссуру с фильмом "Женщина, которая убежала". А в этом году он уже представляет новую картину, поражая своей скоростью работы. "Вступление" - черно-белая зарисовка, несколько эпизодов из жизни так или иначе связанных между собой людей. Хон Сан-су как бы представляет их нам, в связи с чем российский вариант заголовка не очень корректен, так как английский вариант названия фильма Introduction вернее перевести как "Представление". Тем более, что в картине много знакомств или их ожидание, а также идет речь об актерской профессии, которая подразумевает представление как спектакль и представление персонажа. Фильм разделен на несколько глав. Такое разделение – тренд нынешнего фестиваля, так как за три дня показов уже было представлено несколько картин с многочастной структурой, роднящей кинематограф с крупными музыкальными произведениями вроде концертов и симфоний, когда в каждой новой главе может сохраняться лишь лейтмотив. У Хон Сан-су этот лейтмотив не проговаривается. Это что-то, что происходит и существует не в действии или диалогах, а в пространстве между ними, в незаметной ткани, которую южнокорейский режиссер умеет создавать. Кстати, если продолжать музыкальную тему, то Introduction это еще прелюдия, приглашение в произведение. Означает ли, что новый фильм Хон Сан-су – начало какого-то цикла? Видимо, узнаем примерно через год. 

Читайте также

Видео по теме