Выберите регион

Смотрим на

Коровы, актеры и колесо фортуны в Берлине

71-й Берлинский кинофестиваль подходит к своему завершению.

На Берлинале показали киноленты из Ирана, Германии и Японии. Фильмы смотрела Арина Богдан.

71-й Берлинский кинофестиваль подходит к своему завершению. В рамках основного конкурса показали еще три картины: из Германии, Ирана и Японии. Немецкий актер и продюсер Даниэль Брюль представил свой режиссерский дебют. Картина называется "По соседству". Ленты с участием Брюля в разные годы входили в программу Берлинале. И вот артист решился на режиссерский опыт, который получился весьма симпатичным. Это – абсолютно зрительское кино на двух актеров. Главные роли исполняют сам Брюль и совершенно замечательный Петер Курт. Оба начали свою кинокарьеру в одно и то же в двух популярных в Германии полицейских сериалах, а затем не раз встречались на съемочной площадке, так, самый известный фильм с участием обоих – "Гудбай, Ленин!" . Итак, один играет кинозвезду. Второй – его соседа, работающего в банке и отличающегося наблюдательностью. Их якобы случайная встреча в пустынном баре превращается в дуэль, которая должна внести некий дискомфорт в привычную жизнь успешного артиста. "По соседству" – трагикомедия, которая с одной стороны подтрунивает над жизнью творческих и знаменитых людей с их представлением о том, как должно быть, а с другой – показывает всю ущербность как и их существования, так и тех, кто за этим всем наблюдает. Персонажа Брюля, как и его самого, зовут Даниэль, он тоже прекрасно говорит по-испански, а его жена, как и в реальной жизни, психолог. Эти мелочи заставляют зрителя поверить в почти автобиографичность происходящего, а заодно оценить чувство юмора Брюля и его умение иронизировать над собой и коллегами по творческому цеху. К слову, самая большая и горькая ирония кроется в финале, который подчеркивает, что нам, простым смертным никогда не понять всей логики, по которой знаменитости выстраивают свои взаимоотношения.

Нарушенная логика – главная фишка японского фильма "Колесо фортуны и фантазии" режиссера Рюсукэ Хамагути. Это сборник коротких историй. Все они отличаются изящными сюжетными поворотами и не всегда ожидаемым решением возникших ситуаций. Все три истории о любви. Причем самое в них главное это не телесное, а аудиальное. Акцент сделан на том, что разговоры и общение сближают, покоряют, возбуждают и воскрешают к жизни куда больше объятий. Хотя, про объятия речь тоже идет, но именно речь. Продолжая тренд нынешнего фестиваля, Рюсукэ Хамагути устроил порно-сцену, но не эксплицитную, как в румынской картине, а литературную – одна из героинь фильма просто читает вслух книгу, а уж зритель самостоятельно рождает образы. Здесь вспоминается Умберто Эко с его теорией о том, что читатель в момент прочтения становится соавтором писателя. То же применимо и к кино, когда зритель в момент просмотра (или в данном случае – прослушивания) принимает участие в создании ленты. Контраст между увиденным на экране и нафантазированным производит эффект. Особенно он ощутим, учитывая японскую сдержанность в общении и минимальное проявление каких-либо чувств и эмоций. Может ли фильм "Колесо фортуны и фантазии" рассчитывать на награду? Вполне возможно, что приз за сценарий достанется именно ему.

Еще один фильм, претендующий на награды – "Баллада о белой корове" иранских режиссеров Мириам Моквадам и Бехташа Санаеха. С одной стороны – типичное иранское кино, неспешное и поэтично-грустное. А с другой стороны оно сделано в очень европейском, а если конкретнее, скандинавском духе. И это не случайно, ибо Мириам Моквадам училась в Школе искусств в Гетеборге и работала актрисой в разных Шведских театрах. У себя на родине она снялась в нескольких картинах, одна из которых – "Закрытый занавес" Джаффара Панахи – была представлена в Берлине. Вот с таким бэграундом Моквадам пришла в режиссуру, став соавтором Бехташа Санаеха. Их "Баллада о белой корове" – фильм, который нужно читать между строк, начиная с названия. Белая корова, согласно иранской мифологии, божественное животное, которое дает начало миру. Начало употребление коров в пищу считается закатом "золотого века" и упадком общества. Центральная тема картины – казнь невинного человека, и угрызения совести у судьи, подписавшего приговор. Аресты, казни, убийства невинных людей и преследование интеллигенции – не это ли расправа со священной белой коровой? Тема, к которой обращаются все независимые иранские кинематографисты. Так, например, год назад главн", которая поднимает эту же тему. Напомню, в нынешнем году Расулоф вошел в жюри основного конкурса, что в очередной раз показывает полную солидарность мирового киносообщества в стремлении поддержать иранских коллег в их борьбе за свободу слова, творчества и взглядов.

Читайте также

Видео по теме